Уже на следующей неделе, в рамках Международного финансового конгресса в Санкт-Петербурге, Банк России презентует прототип финансового маркетплейса. Подробности проекта и его перспективы раскрыл первый зампред Банка России Сергей Швецов 28 мая в ходе круглого стола «Финансовый супермаркет. Финансы для всех», организованного ИД «Коммерсант».

И хотя сам регулятор такой информации не предоставил, однако его представители и не отрицали, что в проработке такого масштабного проекта принимали участие Совкомбанк, Ак Барс, Центр-инвест, банк «Зенит» и Росбанк. Возник закономерный вопрос, почему среди них нет крупных банков из первой десятки, изначально участвовавших в разработке элементов платформы: Тинькофф, ВТБ, Альфа-Банк, Сбербанк?

По словам директора департамента развития финансовых рынков Банка России Елены Чайковской, на начальной стадии присоединились частные банки, которые, с одной стороны, подкованы в направлении IT-технологий и сами выступили с инициативой, с другой, они не так инертны по сравнению с крупными банками, где решения принимаются дольше. Тем не менее, представитель регулятора заверяет, что уже после первого этапа тестирования к платформе присоединятся другие кредитно-финансовые организации. В листе ожидания находятся до 400 структур.

Площадкой для тестирования платформы «Маркетплейс» выбран интернет-агрегатор Банки.ру. Сайт позволяет открыть банковские депозиты в пяти вышеупомянутых банках, а также брокерские счета. Как отметила Чайковская, площадок и витрин финансовых онлайн-услуг в перспективе должно быть множество, и в таком контексте главная задача Банка России – разработать нормативное регулирование маркетплейсов, которого пока нет.

Помимо правовой базы регулятор в течение 2018-2020 годов должен будет разработать критерии и алгоритмы системы финансовых сообщений для обеспечения надежности коммуникаций между клиентом и маркетплейсом. Планируется продолжить работу над единым идентификатором клиента.  

Важным элементом станет система быстрых платежей, позволяющая клиентам свободно распоряжаться средствами на своих счетах, что, по мнению Швецова, поможет преодолеть так называемое «расчетное рабство».

Чтобы обеспечить доверие к новому сервису, не стоит забывать и о регистраторе системы. На данный момент эту функцию выполняет Национальный расчетный депозитарий при Московской бирже.

Удаленная идентификация обеспечит контакт с менеджером продукта без личного присутствия клиента в банке. По мнению Швецова, благодаря биометрии произойдет лавинообразный рост популярности маркетплейса у населения и быстрое распространение альтернативных депозитам финансовых услуг. В будущем отечественные банки смогут полностью отказаться от физических отделений. Уже сейчас есть финансово-кредитные организации, в которых 90% услуг предоставляются через онлайн-общение, добавил первый зампред Банка России.

Представители брокерской сферы сегодня пользуются упрощенной формой идентификации. Как рассказал гендиректор «Фридом Финанс» Тимур Турлов, в декабре 2017 года они зафиксировали около одной тысячи открытий счетов по такому режиму в сравнении с 300-400 счетами в 2016 году.

По прогнозам Банка России, львиную долю по объемам средств внутри маркетплейса сначала будут занимать депозиты, поскольку этот продукт привычен для россиян. В дальнейшем, после снижения процентных ставок, их с большой долей вероятности вытеснят корпоративные и государственные облигации. 

По желанию клиентов, регистратор финансовых трансакций сможет регистрировать и те сделки, которые проводятся не в онлайне. «Мы планируем, что регистратор финансовых трансакций будет принимать по желанию клиентов и другие сделки, или финансовые организации будут добавлять информацию о таких сделках», — отметил представить ЦБ.

Помогать потребителям управлять деньгами станут боты. «У человека будет доступ в личный кабинет, он будет видеть продукты, которые уже купил, свою позицию. Бот, который имеет доступ к позиции, управляет ею. Для того чтобы боты могли правильно оперировать позицией клиента, им нужен доступ к другим каналам информации», — заключил Швецов.

Регулятор ведет переговоры с Министерством финансов России о продаже на маркетплейсе ОФЗ. О чем удалось договориться станет известно «через пару месяцев». Отметим, что в Минфине ранее уже отмечали, что хотели бы сделать ОФЗ более привлекательными для инвестиций, снизив, в частности, стоимость их покупки.

В систему будет внедрена и услуга оформления полисов ОСАГО. Сейчас около 20% полисов ОСАГО продается через интернет, но купить их бывает сложно, это сопровождается различными техническими сбоями. «Процедура оформления полисов долгая: надо запрашивать информацию, сравнивать. При этом качественная конкуренция почти одна и та же. Если ОСАГО продавать в маркетплейсе, может возникнуть ценовая конкуренция, которая будет выгодна покупателю», – пояснил первый зампред.

В перспективе регулятор видит в маркетплейсе и кредитные и структурные продукты, сберегательные сертификаты, индивидуальные инвестиционные счета, электронные книги, фильмы и прочее. Возможно, здесь будет осуществляться автоматизированное финансовое консультирование клиентов. «Например, сервис будет не только сравнивать ставки и предлагать лучшее, но и определять, какое финансовое решение лучшее для конкретного клиента. Вплоть до того, обедать ему в том ресторане или начать откладывать на высшее образование ребенку», – сказал Швецов.

 

Анна Воробьева
30 мая, 2018

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

29.03.2024
Евросоюз обозначил ИБ-угрозы на ближайшие шесть лет
29.03.2024
В законопроекте об оборотных штрафах есть лазейки для злоупотреблений
29.03.2024
«Когда мы говорим об учителях, то подошли бы и китайские планшеты»
28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
28.03.2024
Почему путешествовать «налегке» не всегда хорошо
28.03.2024
«Тинькофф»: Несколько платёжных систем лучше, чем одна
28.03.2024
В РФ готовят базу для «усиленной блокировки» незаконного контента
28.03.2024
Термин «риск ИБ» некорректен по своей сути
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных