Роскомнадзор третьи сутки пытается заблокировать Telegram. Вечером в понедельник, 16 апреля, в погоне за мессенджером ведомство начало блокировать более 1 млн IP-адресов Amazon и Google. Но утром 17 апреля Telegram продолжал работать у клиентов большинства российских операторов без дополнительных способов обхода блокировки (VPN или прокси-серверов), - с удивлением пишут пользователи в соцсетях. Зато онлайн-магазины, сервисы для доставки и даже мессенджер-конкурент Viber от блокировки пострадали.

По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, в НАДТ обратились девять онлайн-магазинов, работу которых нарушила блокировка Роскомнадзора. Далеко не все использовали хостинг Amazon, у кого-то были другие IP-адреса, - рассказывает Иванов. Оценить материальный ущерб сейчас довольно сложно: мелкий бизнес опасается, что публичное заявление о сбоях в работе может причинить им дополнительный ущерб. «Но буйство Роскомнадзора, конечно, впечатляет», – резюмирует Иванов. Судиться со службой из-за убытков, по его словам, предприниматели опасаются: как бы помимо финансового ущерба не обвинили в экстремизме.

Вечером 16 апреля на сбои из-за масштабной блокировки IP-адресов также пожаловались представители онлайн-школы по изучению английского языка SkyEng. Блокировка Роскомнадзором мессенджера случайно задела часть серверов платформы, в результате некоторые пользователи не могли начать урок, - сообщила компания на своей странице в Facebook. К утру вторника, 17 апреля, удалось починить не все, но основные неполадки убрали, говорит управляющий партнер SkyEng Александр Ларьяновский. У SkyEng на Amazon хостилась почти половина платформы, пришлось разворачивать всю инфраструктуру заново – это дополнительные издержки.

Прямой ущерб от несостоявшихся уроков составил около 2 млн руб., но пока непонятно, потеряла ли школа из-за сбоя учеников. Судиться с Роскомнадзором SkyEng не планирует – зачем тратить время на то, чтобы узнать все, что мы и так сегодня знаем, - резюмирует Ларьяновский.

В ходе массовой блокировки IP-адресов Amazon заблокированным оказался и сайт курьерской службы «Птичка», сообщил вечером 16 апреля гендиректор компании Владимир Кобзев. На жалобу предпринимателя быстро отреагировали в службе поддержки Amazon Web Services (они подтвердили блокировку четырех подсетей Роскомнадзором) и поменяли используемые сайтом IP-адреса. Архитектура сервиса такова, что сделать самостоятельно это было невозможно, объясняет Кобзев. Переезд с серверов Amazon был бы крайне нежелателен: у AWS есть многие функции, которых нет у конкурентов.

К утру 17 апреля сайт «Птички» вновь заработал в Москве, но до сих пор работает с перебоями в Санкт-Петербурге, сообщил предприниматель. Убыток от блокировки небольшой: «Птичка» зарабатывает на комиссии с заказа каждого курьера, всего было потеряно около 80 заказов, поясняет Кобзев. Но курьеры понесли гораздо более серьезный финансовый ущерб, добавляет он. Сейчас Кобзев консультируется с юристами и надеется собрать группу, чтобы «системно прессовать Роскомнадзор», но пока непонятно, что из этого выйдет, добавляет он.

Массированная блокировка Telegram коснулась другого мессенджера – Viber. Некоторые пользователи из России могли испытывать трудности со звонками по Viber, сообщили вечером в понедельник, 16 апреля, представители мессенджера. Они связали сбой с проблемами связи на серверах Amazon. Инженеры работают над решением вопроса, чтобы максимально оперативно вернуть доступ к сервису.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров настаивает, что среди ресурсов, заблокированных из-за запрета Telegram, нет ни одного социально значимого. СМИ спросило у руководителя ведомства, как определяются, какие серверы нужно блокировать, и сколько времени проходит с момента принятия решения до блокировки.

«Мы ожидаем, что в связи с разницей во времени между Российской Федерацией и Калифорнией мы юридически значимый ответ получим завтра. В то же время я должен сказать, что все подсети, прежде чем поступить на выгрузку, разбираются нашими специалистами. И мы уверенно можем заявить, что никаких социально значимых ресурсов на этих IP-адресах не содержится», — ответил Жаров.

Юрист международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов сообщил, что представители около 60 компаний обратились в «Агору» за помощью в связи с проблемами из-за массовых блокировок ведомства — это «владельцы маленьких бизнесов — интернет-магазинов, службы доставки, прокси-сервера».

Анна Воробьева
17 апреля, 2018

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

03.07.2025
В Госдуме продолжают намекать на преимущества импортозамещения
03.07.2025
Котята отрастили щупальца. Kraken целится в Apple издалека?
03.07.2025
DLBI: До конца года стилеры могут парализовать поиск «удалёнки» в РФ
03.07.2025
Международный уголовный суд подвергается атакам хакеров
03.07.2025
17% компаний выбирает ноутбуки с предустановленными отечественными ОС
02.07.2025
Сотрудникам Microsoft не уйти от использования ИИ. Как и всем остальным…
02.07.2025
Полицейские констатируют резкий рост киберпреступности в Африке
02.07.2025
Мнение: Один «суверенный» процессор обойдётся в 5 млрд рублей
02.07.2025
Количество атак ClickFix выросло шестикратно за полгода
02.07.2025
Мигранты в США играют с «таможенниками» в киберпрятки

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных