
Компания Digital Security, специализирующаяся на анализе защищенности ИТ-систем и исследованиях в области ИБ, открывает цикл аналитических обзоров, посвященных безопасности транспорта и промышленных объектов. Первый обзор серии подготовлен Егором Литвиновым, ведущим специалистом по безопасности АСУ ТП Digital Security, который сосредоточил свое внимание на ИБ высокоскоростных поездов на основе информации из открытых источников.
Специалист Digital Security описал инфраструктуру современного поезда, а также представил возможные векторы атак, которые в потенциале имеются в распоряжении злоумышленников: https://habrahabr.ru/company/dsec/blog/306182/.
Эксперт Digital Security подробно рассмотрел системы безопасности, применяемые на современных высокоскоростных поездах. Количество таких платформ растет, они становятся все сложнее. При этом, они базируются на основе известных технологий, включая Ethernet, CAN, RS-485. Все чаще начинают применяться различные ПЛК и промышленные компьютеры под управлением ОС Windows/Linux/QNX. Кроме того, растет популярность систем, использующих радиоканал (как пример – GPS/ГЛОНАСС, GSM-R). Наблюдается увеличение объема передаваемой информации между поездом и другими системами и рост систем автоматики, отвечающей за безопасность и комфорт пассажиров.
Преступники при желании могут воспользоваться слабостями протоколов GSM и GSM-R.
Другим возможным вектором атак может служить различное воздействие на путевую автоматику, которая взаимодействует с поездом. Например, злоумышленники могут подключиться к «путевой системе» АЛСН и изменить кодовые посылки импульсов.
Учитывая тот факт, что сегодня Wi-Fi/Ethernet начинает доминировать при построении TCN, при правильном стечении обстоятельств, может сложиться ситуация, когда злоумышленник, подключившись к Wi-Fi в вагоне, сможет получить доступ и к другим узлам на шине MVB/WTB. А в ряде случаев данные узлы обладают очень неплохой производительной мощностью.
Еще один из возможных векторов атак – атаки на компьютеры, к которым подключается различное мобильное диагностическое оборудование, осуществляющее диагностику подвижного состава.
Не стоит забывать и про возможный сценарий, когда оборудование заражается вредоносным ПО на пути следования от производителя до заказчика.
Многие технологии, которые используются в современном высокоскоростном поезде, по отдельности уже хорошо изучены и «поломаны». Поезд представляет собой агрегацию таких технологий в единое целое, поэтому для реализации различного рода атак злоумышленникам придется атаковать сразу несколько различных систем, учитывая специфику железной дороги.
Digital Security – одна из ведущих российских консалтинговых компаний в области информационной безопасности. Digital Security предоставляет широкий спектр услуг в области оценки защищенности, включая комплексный аудит ИБ, тестирование на проникновение, аудит защищенности бизнес-приложений (SAP, Oracle, веб-приложения, системы ДБО), аудит защищенности АСУ ТП и SCADA. Исследовательский центр компании, открытый в 2007 году, специализируется на поиске и исследовании уязвимостей в различных приложениях и системах, обладает множеством официальных благодарностей от Oracle, SAP, Apache, SUN, IBM, Alcatel, VMware, HP, Adobe, Microsoft и других лидеров индустрии ИТ. С 2003 года клиентами Digital Security стали более 500 компаний. Подробнее о компании и услугах: http://www.dsec.ru/.
Специалист Digital Security описал инфраструктуру современного поезда, а также представил возможные векторы атак, которые в потенциале имеются в распоряжении злоумышленников: https://habrahabr.ru/company/dsec/blog/306182/.
Эксперт Digital Security подробно рассмотрел системы безопасности, применяемые на современных высокоскоростных поездах. Количество таких платформ растет, они становятся все сложнее. При этом, они базируются на основе известных технологий, включая Ethernet, CAN, RS-485. Все чаще начинают применяться различные ПЛК и промышленные компьютеры под управлением ОС Windows/Linux/QNX. Кроме того, растет популярность систем, использующих радиоканал (как пример – GPS/ГЛОНАСС, GSM-R). Наблюдается увеличение объема передаваемой информации между поездом и другими системами и рост систем автоматики, отвечающей за безопасность и комфорт пассажиров.
Преступники при желании могут воспользоваться слабостями протоколов GSM и GSM-R.
Другим возможным вектором атак может служить различное воздействие на путевую автоматику, которая взаимодействует с поездом. Например, злоумышленники могут подключиться к «путевой системе» АЛСН и изменить кодовые посылки импульсов.
Учитывая тот факт, что сегодня Wi-Fi/Ethernet начинает доминировать при построении TCN, при правильном стечении обстоятельств, может сложиться ситуация, когда злоумышленник, подключившись к Wi-Fi в вагоне, сможет получить доступ и к другим узлам на шине MVB/WTB. А в ряде случаев данные узлы обладают очень неплохой производительной мощностью.
Еще один из возможных векторов атак – атаки на компьютеры, к которым подключается различное мобильное диагностическое оборудование, осуществляющее диагностику подвижного состава.
Не стоит забывать и про возможный сценарий, когда оборудование заражается вредоносным ПО на пути следования от производителя до заказчика.
Многие технологии, которые используются в современном высокоскоростном поезде, по отдельности уже хорошо изучены и «поломаны». Поезд представляет собой агрегацию таких технологий в единое целое, поэтому для реализации различного рода атак злоумышленникам придется атаковать сразу несколько различных систем, учитывая специфику железной дороги.
Digital Security – одна из ведущих российских консалтинговых компаний в области информационной безопасности. Digital Security предоставляет широкий спектр услуг в области оценки защищенности, включая комплексный аудит ИБ, тестирование на проникновение, аудит защищенности бизнес-приложений (SAP, Oracle, веб-приложения, системы ДБО), аудит защищенности АСУ ТП и SCADA. Исследовательский центр компании, открытый в 2007 году, специализируется на поиске и исследовании уязвимостей в различных приложениях и системах, обладает множеством официальных благодарностей от Oracle, SAP, Apache, SUN, IBM, Alcatel, VMware, HP, Adobe, Microsoft и других лидеров индустрии ИТ. С 2003 года клиентами Digital Security стали более 500 компаний. Подробнее о компании и услугах: http://www.dsec.ru/.