
24 сентября 2015 года за подписью главы Роскомнадзора Александра Жарова в адрес Facebook ушло предписание, гласящее, что на территории России необходимо привести работу социальной сети в полное соответствие с законодательством Российской Федерации, и, в частности, выполнять закон о персональных данных. Вместе с предписанием ведомство также передало руководству соцсети самопрезентацию, в которой рассказывается о полномочиях и особенностях выполнения службой поднадзорных задач. включая и проверку на территории России деятельности любых компаний (причем, несмотря на наличие или отсутствие официального представительства в РФ).
К слову сказать, в июле СМИ распространили информацию о том, что руководство Facebook не намерено следовать нашему законодательству и не собирается размещать свои серверы на территорию России. Однако месяцем позже глава Рскомнадзора, заявил журналистам о проведенных с представителями социальной сети переговорах, которые попросили время для изучения закона о персональных данных. Подтверждает эту молчаливую нерешительность и недавно полученное от представительства Facebook формального обещания: «если что-то будет, то обязательно сообщим».
Как известно, с 1 сентября в нашей стране начал действовать закон «О персональных данных», который обязывает не только хранить персональные сведения россиян на территории РФ, но и указывает сведения о месте расположения таких баз данных. Кроме того, документ наделяет Роскомнадзор правом на основании решения суда ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ. В отношении нарушителей закона, а это как юридические, так и физические лица, предусмотрены некоторые карательные меры.
Так, в случае выявления первого нарушения, Роскомнадзор оформит предписание о необходимости в течение полугода устранить проблему. Следующая — по жесткости — мера предусматривает внесение нарушителя в специальный реестр Роскомнадзора, причем, делается это на основе судебного решения. Следующая мера — штраф в размере до 300 000 рублей. И, наконец, самая репрессивная мера — полная блокировка информационного ресурса.
Александр Жаров также пояснил для прессы: «Проверки будут осуществляться, в основном, документально, и если у нас нет подозрений о том, что компания нарушает закон, компании достаточно будет предоставить документы, подтверждающие, что сервера ее находятся на территории Российской Федерации». Напомним, закон «О персональных данных» был утвержден Госдумой и президентом в 2014 году, а его правоприменение депутаты сначала запланировали начать не ранее 2016 года, однако в связи с внтури- и внешенполитическими изменениями закон вступил в силу с начла осени текущего года.
Свою готовность выполнять требования России сегодня уже подтвердили в представительствах компаний Samsung, Lenovо, AliExpress, Booking.com, PayPal, ЕВay, Uber, Citibank. Всего пока 10% компаний согласились установить свои серверы в России. Twitter, как и в Facebook, пока «в раздумьях». А на карандаit Роспотребнадзора находится еще боле 350 компаний. Так что ведомству с нарушителями работать и работать.