
Находящийся сегодня на рассмотрении Государственной Думы законопроект № 887292-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с созданием Единого федерального центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения» был подготовлен первым заместителем председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеславом Лысаковым. Идея такого нормативного акта родилась на фоне растущего недовольства автомобилистов многочисленными несправедливо выписываемыми на основе показаний дорожных камер штрафами, зачастую за несовершенные нарушения. Способствует этому и плохо контролируемая ведомственная сеть региональных центров автофиксации дорожных нарушений. На 80 регионов России сегодня приходится 87 таких подразделений.
Как показали проверки, манипулируя фото- и видеоматериалами дорожных камер, недобросовестные «гаишники» и местные чиновники занимались незаконными поборами с водителей, которым предъявляли сфабрикованные «фотодоказательства» нарушений. Иллюстрируя творящийся произвол на местах Лысаков привел в пример ситуацию в Краснодарском крае, где нарушения, которых на самом деле не было, сотрудники местного центра обработки данных с фотовидеокамер оформляли как реальные и предъявляли автомобилистам якобы данные камер, хотя у те в указанный в «письме счастья» период даже не садились за руль. Или еще пример из Якутии, где сотрудники центра обработки информации с фотовидеокамер ГИБДД в угоду местным чиновникам просто не замечали указанных в «белых списках неприкасаемых» нарушителей ПДД.
Представляя новый законопроект, Лысаков заявил, что сосредоточение в «одних руках» — на федеральном уровне — вопросов рассмотрения данных, полученных с комплексов автоматизированной фиксации нарушений ПДД, позволит исключить влияние местных чиновников и должностных лиц МВД на определение степени виновности автоводителей и сам процесс оформления штрафов. «Это абсурдная ситуация, когда рост числа нарушений выгоден региональному бюджету, и так собирается больше денег. Это дискредитирует власть и приводит к нагреванию социального котла», — заявил он, добавив, что если федеральный центр фото- и видеофиксации удастся создать, и деньги от штрафов с этих устройств станут поступать именно туда, куда надо, то у местных властей исчезнет резон «рубить» деньги с автомобилистов, а камеры станут служить лишь одной, главной цели — обеспечению дорожной безопасности».
Также Лысаков отметил, что решение о формировании Единого центра под патронажем ГИБДД позволит государству экономить и на содержании многочисленного штата сотрудников региональных центров, и хранении доказательной базы, и закупках соответствующей оргтехники и так далее. Очевидно, что для Единого центра фотовидеофиксации нарушений ПДД экспертам ГИБДД будет проще наладить эффективно функционирующий механизм ИБ, чем делать это в десятках региональных центрах. В такой же степени это касается и регулярно проводимой оптимизации программно-аппаратного комплекса, а также аудита платежных операций по штрафам. Наконец, это сэкономит бюджетные деньги, которые приходится тратить и на многочисленный штат в регионах, и на закупаемую для него оргтехнику.
К слову сказать, сам факт создания Единого федерального центра фотовидеофиксации нарушений ПДД под эгидой ГИБДД, который начнет функционировать с 1 января 2017 года, гармонично вписывается в государственную политику укрепления ИБ для стратегически важных объектов экономической и социальной инфраструктуры. И, естественно, централизованный контроль за ситуацией на дорогах входит в число приоритетов, соприкасаясь с задачами национальной безопасности. Так что грядущая реорганизация системы обработки данных с дорожных камер, сопровождающаяся усилением мер ИБ на базе одной площадки, позволит эффективно противостоять кибератакам.
Скажем, если хакеры сегодня еще могут осуществить перехват контроля за дорожными видеокамерами, управляемыми из региональных центров, и осуществлять с их помощью, например, слежку за движением оперативного и военного транспорта, то после запуска Единого федерального центра такого шанса у них просто не будет.