
Арестованного в июне полицией 17-летнего старшеклассника Али Шукри Амина федеральный суд США в конце августа приговорил к 136 месяцам тюрьмы. Ему инкриминируют преступный сговор с террористической группировкой ИГИЛ. Действительно, молодой человек через интернет распространял свои твитт-сообщения, в которых поддерживал словами «воинов ислама» ИГИЛ. При этом призывов вступать и сражаться вместе с ИГИЛ не было. Однако, власти США решили сделать процесс показательным, и под аккомпанемент тирад о свободе и демократии Амина приговорили к серьезному сроку, который полагается за тяжкие преступления.
По мнению аналитиков, вердикт суда, получивший широкий резонанс в американском обществе, имеет политическую подоплеку и связан с сегодняшним конъюнктурным трендом Белого дома, считающего ИГИЛ террористической организацией. Но, позвольте, а разве не с подачи и прямом участии властей США были сформированы джихадистские боевые соединения. Если развивать дискуссию на эту тему, то легко выяснить, что США плевать на демократические ценности. И тот же Амин лет пять назад был бы не за решеткой, а в майнстриме новостей — как защитник религиозных ценностей ислама.
По данным американского центра SITE Intelligence group, который постоянно мониторит активность джихадистов в интернете, существующий менее года блог Амина в соцсети Twitterимеет уже порядка 4000 подписчиков. Его интернет-публикации, приветсвующие «воинство Аллаха», позитивно воспринимаются известными боевиками и вербовщиками ИГИЛ. Имея весьма ограниченные технические навыки, юноша, как выяснилось в процессе следствия, в 2014 году публиковал инструкции по использованию Bitcoin, которые он собирал в интернете. Просто в своих комментариях он предлагал использовать эут финансовую систему для сбора пожертвований для ИГИЛ. Генеральный прокурор Джон Карлин квалифицировал эту запись на суде как факт материальной помощи террористам и содействие их «финансовому усилению». А многочисленные перепосты сообщений Амина в соцсетях были расценены не иначе как распространение преступной пропаганды.
Показательно, что во время следствия и суда Амин признал, что испытывает стыд за содеянное и что «он потерялся в жизни, извратив учение ислама и оправдывая им насилие и смерть». Но суд не принял в расчет такие откровения юноши, и настаивал на 15 годах тюрьмы. Адвокатам удалось убедить суд немного снизить планку наказания, учитывая отсутствие фактов прямого участия юноши в деятельности ИГИЛ. Прокурор Дан Бенте в своем слове подчеркнул, что суд и правительство дают обществу сигнал, что отныне использование социальных сетей для поддержки экстремизма расценивается наравне с участием в боевых действиях. Иначе говоря, американское правосудие заявило: за слова одобрения ИГИЛ отныне будут наказывать, как за военные преступления ИГИЛ.
Тем не менее, дело Амина — далеко не единственный пример растущей в западном обществе популярности экстремистских идей ИГИЛ. Из 50 граждан США, осужденным за поддержку террористической деятельности ИГИЛ, Амин стал самым юным «диванным боевиком». Да и в других экономически развитых странах идеология «воинствующего ислама» ИГИЛ находит понимание, прежде всего, в молодежной среде. Так, 2 июля полиция Лондона задержала 15-летнюю девочку, которая подозревалась в подготовке теракта. А ранее — в начале июня — британский суд вынес обвинительное заключение 22-летней Алау Эсайд, которую в прессе прозвали «Twitter-террористкой» за то, что она за 11 месяцев в 2013-2014 году опубликовала более 45 тысяч восхваляющих джихад твитов на арабском языке.