
Когда начнет полноценно функционировать контрактная система, члены экспертного совета так и не уточнили. Между тем ключевые институты контрактной системы – планирование и нормирование закупок, единая информационная система (ЕИС) – к настоящему времени уже должны были функционировать, а некоторые должны были заработать одновременно со вступлением в силу ФЗ-44. Они призваны обеспечить открытость и прозрачность закупок.
Сроки вступления в силу этих институтов уже неоднократно срывались и отодвигались, последний раз срок внедрения сдвинут до 1 января 2016 г. На сегодня приняты только три из, как минимум, десяти правительственных постановления, необходимых для полноценного функционирования контрактной системы. Нарушения в этом процессе выявила Счетная палата. До сих пор отсутствует продуманный проект концепции ключевых институтов госзаказа – планирования и нормирования.Как отмечают эксперты ОНФ, мероприятия по созданию ЕИС проходят бессистемно и без обсуждения с экспертным сообществом. В результате чего тратятся огромные суммы на подготовку технического задания на создание ЕИС, однако после передачи функций разработчика ЕИС Федеральному казначейству возможность и целесообразность применения данных разработок вообще была поставлена под сомнение.
С начала прошлого года Минэкономразвития России ведет разработку новых правил отбора операторов (площадок) для размещения госзаказа. На настоящий момент документ представлен уже в третьей версии. Очевидно, считают в ОНФ, что чиновники передумали сохранять рынок электронных торгов за отобранной ранее, в 2010 году, пятеркой операторов, чьи полномочия истекли 25 января 2015 г., но были пролонгированы дополнительными соглашениями еще на год.
Также МЭР предлагает установить единые требования к площадкам не только для госзакупок, но и корпоративных торгов, которые проводят ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и другие госкомпании. По мнению ведомства, некоторые площадки не соответствуют требованиям информационной безопасности и аффилированы с крупными заказчиками, что создает предпосылки для различных злоупотреблений в сфере госзаказа.
«Безусловно, отбор операторов электронных площадок необходим, тем более что это касается 223-ФЗ, по которому в большей степени осуществляют закупки компании с госучастием и госпредприятия. Но, в то же время Минэкономразвития в первую очередь необходимо приложить все усилия, чтобы как можно быстрее заработали ключевые институты контрактной системы – планирование, нормирование, обоснование госзакупок, создание специализированной информационной системы. Без этих элементов обеспечить прозрачность и объективность контрактной системы невозможно. Этого требует выполнение задачи, поставленной лидером ОНФ, президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, – обеспечить пятипроцентную экономию бюджетов за счет исключения неэффективных затрат», – считает руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.