
Уже больше года под предлогом кризиса на Украине Россию угрожают отключить от сервиса SWIFT, который сегодня позволяет 600 российским банкам и организациям свободно проводить платежи с тысячами банковских и финансовых организаций из 209 стран. Ответ Банка России слабым не покажется: уже в мае 2015 года будет запущен российский аналог SWIFT.
Так кому будет хуже?
Европа, решившись отключить Россию от SWIFT, больше потеряет, чем найдет. – Такое мнение высказывают как в правительстве, так и в банковском сообществе.
Председатель правительства Дмитрий Медведев, в частности, обещал, что в ответ на отключение «наша экономическая и всякая другая реакция будет без ограничений». Глава ВТБ Андрей Костин уже не раз заявлял, что такой шаг Запада «будет означать войну», от которой пострадают все. Для России это обернется заметным замедлением работы банковской системы и вызовет затруднения у ее клиентов, однако банки это как-то переживут, сумеют «как-то на коленке приспосабливаться», а вот экономики ЕС и США последствий такого шага могут оказаться не перенести.
Отключение России от SWIFT может также иметь и позитивный эффект для отечественной экономики в целом, поскольку из-за пункта об «обстоятельствах непреодолимой силы», который прописан во всех международных договорах, западным бизнесменам придется согласиться с пересмотром условий существующих контрактов. А это значит, что сделки могут номинироваться в рублях, а платежи проводиться через российскую межбанковскую систему. Не исключено, что это приведет к остановке выплаты долгов европейским банкам, что будет для всей экономики Запада тяжелым ударом. А еще в серьезном проигрыше окажется бизнес самой компании SWIFT, который ежегодного за обслуживание российских транзакций получает порядка 400-600 млн долларов прибыли.
От блокировки Западом SWIFT больше всего пострадают импортёры, которые ввозят в Россию товары из западных стран, а также экспортёры, которые торгуют за рубежом нашими несырьевыми товарами. Еще проблемы будут у российского производственного сегмента, где требуется закупка запчастей к западным конвейерным линиям и прочего купленного за рубежом промышленного оборудования, а также у тех, кто планировал расширять производство за счет закупки западных агрегатов и станков. Не сладко придется и фермерам, которые будут испытывать сложности при закупках семян. Однако в целом российскую экономику это не подорвет, хотя какие-то отдельные компании окажутся в катастрофической ситуации, возможно даже, станут банкротами. Пример Ирана, которого уже «отрезали» от SWIFT, доказывает это.
Уже сегодня просматриваются «обходные пути» российского бизнеса и банков в случае отключения от системы межбанковских платежей. Российские банки с зарубежными партнерами вместо «свифтовок» будут обмениваться информацией по-старинке. Например, через телекс и сейчас работают многие банки. И не только мелкие, но и средние. Не исключено, что можно будет использовать систему «клиент-банк», хотя это несколько и неудобно при больших объемах транзакций, но как вариант пойдет. В итоге, российские деньги все-равно будут достигать адресата, но только «окольным» путем, скажем, через Китай, или какие-то офшоры. К тому же многие наши ведущие банки имеют дочек в Европе, и трудно представить, что эти европейские банки тоже отключат от сервиса SWIFT.
Вопросы к системе безопасности
При обсуждении последствий отключения России от SWIFT выяснились незамечаемые ранее проблемы. Оказывается, система, не смотря на свою дороговизну и высокую стоимость транзакций в ней, по уровню сервиса и технических решений «застряла» в прошлом десятилетии. Например, архивы в ней могут храниться не более полугода.
У SWIFTа есть «нестыковки» с российскими требованиями к защите информации. Внутреннее шифрование системы опирается исключительно на свои «фирменные» программы, а сертифицированные, например, в России криптографические средства для SWIFTA неприемлемы. Платежи через SWIFT прямо противоречат российскому законодательству, и, в частности, закону о Национальной платежной системе (НПС), где указано, что что вся информация о платежах должна обрабатываться внутри страны. А отправляемый по каналу SWIFT файл после проверки внутренними средствами системы шифрования пересылается в один из четырех центров обработки, расположенных в США и Западной Европе. К слову сказать, после событий 11 сентября 2001 г. ЦРУ и министерство финансов США официально имеют доступ к системе SWIFT.
Альтернативы не избежать
Эксперты уверены, что давно назрела необходимость создать и внедрить альтернативную систему международного банковского документооборота, в которой обработка информации должна осуществляться с учетом законодательства в самих странах на основе базовых региональных центров. Например, в российском центре должны быть использованы средства криптографии, которые соответствуют российским требованиям защиты информации. А в Китае – свои требования информационной безопасности. При этом внутренние сети должны быть закрыты друг от друга, и обмен между региональными центрами должен регулироваться исключительно на основе двусторонних международных договоров. К слову сказать, переговоры между Россией и Китаем о создании такой системы уже начались.
Российский вариант альтернативы SWIFT недавно было анонсирован ЦБ в рамках на форуме iFin-2015. Уже к маю планируется запустить «российский SWIFT», а также собственную Национальную Систему Платежных Карт (НСПК).
Отечественный сервис межбанковского обмена информацией имеет стандартное построение на основе унифицированных форматов электронных банковских сообщений (УФЭБС), включающих наряду со свободным форматом ED501 также и полный аналог SWIFT-формата – формат ED503. Таким образом, при отключении России от системы SWIFT отечественные банки продолжат обмениваться «свифтовками» через автоматизированное рабочее место клиента Банка России (АРМ КБР), где уже добавлена функция обработки электронных сообщений SWIFT-формата. И все это четко вписывается и в российское законодательство, и в действующие правила обеспечения защиты информации.