Вчера Минэкономразвития опубликовало отзыв на законопроект о регулировании рынка мобильного контента, недавно принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Сейчас текст проекта уже ожидает подписи президента. Но министерство считает, что законопроект до сих пор не устраняет пробелов в законодательстве, регулирующем сферу контентных услуг. Некоторые его положения вводят избыточные ограничения и обязанности для участников рынка, а также способствуют возникновению дополнительных расходов, говорится в заключении Минэкономразвития.

Авторы законопроекта — Минкомсвязи и депутат Сергей Железняк называли основной целью поправок борьбу с sms-мошенничеством, на которое все чаще жалуются абоненты. Депутаты предложили два основных способа борьбы с мошенничеством. Первый — абонент должен дать явное согласие на оплату сервиса, который предоставляет ему, используя сеть оператора, сторонний контент-провайдер. Второй — создание по запросу абонента второго счета специально для оплаты таких услуг: это должно минимизировать потерю средств, если сервис, на который подписался человек, оказался мошенническим.

В заключении Минэкономразвития отмечается, что законопроект нечетко прописывает критерии, по которым определяется согласие абонента на получение контентных услуг. В утвержденном парламентариями тексте сказано, что оператор может оказать услугу только с согласия абонента, «выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». Но однозначно идентифицировать абонента сложно, пишут юристы Минэкономразвития: например, если согласие выражается путем набора определенных команд на телефоне, то неясно, как подтвердить, что в этот момент телефоном пользуется конкретный человек. Эта сложность еще возрастает, если номер зарегистрирован на юридическое лицо. А если абонент будет изъявлять согласие на получение услуг иным образом, то это может ввести его в дополнительные издержки, говорится в заключении. Кроме того, из проекта неясно, чем принципиально отличается согласие абонента на услуги третьих лиц (контент-провайдеров) от его же согласия приобрести сервис самого оператора.

Эти детали можно прописать в подзаконных актах, но необязательно, считает источник в Минкомсвязи: все решит практическое применение этого закона. Представитель министерства не стал официально комментировать ситуацию.

«Мегафон» считает важным, чтобы действия, однозначно идентифицирующие абонента и позволяющие достоверно установить его волеизъявление, совершались с использованием абонентского оборудования, а не иным образом (например, через интернет), говорит представитель компании Юлия Дорохина. «Молчание не может признаваться согласием абонента», — подчеркивает она. МТС уже сейчас работает в соответствии с нормами законопроекта, говорит ее пресс-секретарь Ирина Агаркова. При заказе контент-сервиса клиент получает sms-сообщение с информацией о полной стоимости услуги и кодом, который необходимо ввести на специальном сайте для подтверждения покупки, — «таким образом он явно, однозначно и достоверно подтверждает желание воспользоваться сервисом».

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева воздержалась от предположений о том, что могло бы свидетельствовать о согласии абонента получать услугу.

Председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова считает позицию Минэкономразвития взвешенной: «Мы также отмечали в законопроекте ряд неясных формулировок, в том числе и ту, что касалась однозначности идентификации абонента». Анциферова полностью согласна с выводом Минэкономразвития о том, что есть альтернативные возможности регулирования этого рынка и что необходимо усиление работы правоохранительных органов.

18 июля, 2013

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
01.07.2025
«Лидеры рынка уже не ограничиваются точечными инструментами»
01.07.2025
К давлению на Apple подключилась даже нейтральная Швейцария
01.07.2025
АНБ и CISA хотят снизить уязвимость ПО с помощью TRACTORа
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных