Владельцам iPhone и iPad скоро станет доступна возможность установки альтернативных App Store маркетплейсов. Изначально она планируется только для жителей ЕС: согласно европейскому закону о цифровых рынках, компания Apple должна до 7 марта разрешить работу таких приложений на iOS.
Разработчики российского маркетплейса полагают, что такой возможностью смогут воспользоваться и отечественные пользователи. Генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин сообщил, что планируется создать российский магазин приложений для операционной системы iOS — NashStore.
Функциональность, позволяющая запускать альтернативные маркетплейсы на смартфонах Apple, пока официально подтверждена только в ЕС и говорить о её реализации в России ещё рано. По мнению экспертов, региональные ограничения можно будет обойти, если такие магазины не станут доступны в РФ. Выбор другого региона может дать пользователю доступ в «соседний» магазин приложений, но при необходимости скачать ПО для России ему снова придется идти в настройки, что создаст дополнительные неудобства. Если же компания сделает блокировку возможности смены региона и будет отслеживать, где находится оборудование, по геолокации, сетям Wi-Fi, IP-адресу и другим параметрам, то обойти данные ограничения будет нереально, полагают специалисты.
В 2022 году глава Минцифры Максут Шадаев заявлял, что ведомство готовит аналогичный европейскому законопроект, который обяжет Apple разрешить установку альтернативных магазинов на iPhone. В 2023-м министр отмечал, что «такой законопроект уже готов и сейчас его дорабатывают».
Apple может включить возможность использования альтернативных магазинов в России, если будут приняты соответствующие законы, также считают специалисты. Компания реагирует на требования отечественных законодателей, а антимонопольные инициативы регуляторов ЕС могут привести к массовому созданию альтернативных магазинов приложений на iOS. Однако, корпорация из Купертино, подчинившись требованиям Евросоюза, ввела комиссию в 0,5 евро за каждую установку мобильного приложения из сторонних магазинов и предприняла ряд иных мер, которые нивелируют потенциальные преимущества конкурентов и делают невыгодными идеи разработчиков по созданию собственных маркетплейсов.
Эксперты утверждают, что востребованность отечественного магазина приложений для iPhone зависит от нескольких факторов. Это качество и уникальность предлагаемого софта, удобство использования самого магазина — простота и понятность интерфейса, скорость работы, а также удобство поиска и установки приложений.
Однако будут ли работать другие маркетплейсы в РФ, можно говорить только после официального запуска этой возможности в ЕС.