Мир постоянно меняется; даже ставшая изолированной Россия тоже. И наши пользователи пока не осознали до конца, что их привычный мир поменялся. Они хотят жить по-прежнему, пить по утрам кофе в Старбакс, писать служебные записки в Word, а таблицы создавать в Excel, скачивать новые приложения в AppStore и смотреть Youtube без рекламы.

Да, со многими из описанных вещей нам пришлось распрощаться, но есть то, что остается с нами и то, что достаточно сложно за такой короткий срок изменить. Скажу больше, некоторые вещи мы уже вряд ли изменим, как, например, привычку к удаленной работе (постоянной или гибридной). Мы распробовали их вкус и не откажемся от них, если не произойдет ничего кардинального. И вот три их таких привычки я бы и хотел напомнить, показав, что попытки их блокировать со стороны служб ИБ обречены на неудачу. Их надо не запрещать, а контролировать.

 

Пользователи будут скачивать и использовать то ПО, которые им нужно и которое они хотят

Искал я как-то ПО для управления знаниями. Софт, структурирующий информацию, мне не подходил и мне пришлось перепробовать достаточно много разного ПО, чтобы в итоге остановиться на том, что меня устроило. Очевидно, что мне нужно это ПО для работы и я использую его на своем рабочем компе.

Таких примеров в моей практике было немало. Так я скачивал ПО для видеомонтажа, мессенджеры, плагины для браузеров, ПО для работы с текстом и иллюстрациями и т. п. Перечислять можно долго. Мои коллеги на прошлой работе ставили нужный им Jupiter Notebook, инженерные тулы, Notion, Airtable и т. п. Замкнутая программная среда — это классная история, только не для пользовательского компьютера. Такое можно и нужно делать на серверах, но заставить пользователя применять только то ПО, которое компания купила ему, а все остальное блокировать групповыми политиками или EDR, — не получится. Ему это нужно для работы и этим все сказано. И он сможет объяснить руководству, что с помощью этого ПО, он сможет приносить компании больше денег. И поэтому ИБ придется засунуть свой гонор и свои запреты к себе в одно место и сделать так, чтобы купленное за деньги пользователя ПО и установленное на его компьютер, работало, но работало в безопасном для компании режиме. Например, можно использовать корпоративные магазины приложений с ориентацией на ИБ такие как Lumos (да, софт нероссийский). Самообслуживание, запросы на ПО, контроль лицензий, контроль прав доступа, контроль доступа по времени, цепочка согласований, провиженинг, онбоардинг и т. п.

 

Бизнес-процессы пользователей, подразделений и даже компаний строятся вокруг различных SaaS-платформ, которые будут интегрироваться с все большим числом приложений

Помните был (и есть) такой облачный сервис IFTTT, который позволял объединять различные сервисы между собой, выстраивать цепочки действий по принципу «ЕСЛИ сработал триггер в сервисе 1 ТО надо сделать то-то в сервисе 2». Это простая история, которая показывает, что интеграция между сервисами и приложениями — это вполне себе обычная история. Потом появился Zappier, который позволяет интегрировать десятки различных приложений, строя из них сложные цепочки взаимодействия. Jira, Trello, Slack, Gmail, Webex, Whatsapp… Можно все; ну или почти все.

Тоже самое ИБшники делают в SOAR-решениях (если они у них есть) — связывая разные задачи между собой, привязывая к каждой из них нужный сервис или приложение ИБ, автоматизируя процесс реагирования на инциденты ИБ, делая это гораздо быстрее, чем в ручном режиме. Если это можно ИБшникам, почему тоже самое нельзя делать рядовым пользователям для целей своего бизнеса? Даже у меня на сайте, на котором вы сейчас читаете эту заметку, реализована интеграция с рядом внешних сервисов, которые запускаются при срабатывании определенных тригеров.

К чему это все? В рамках такой интеграции между приложениями и сервисами, почти всегда облачными, могут передаваться чувствительные данные, а сами приложения и сервисы могут получать доступ во внутреннюю инфраструктуру через различные коннекторы. Можно, конечно, попробовать запретить использование таких сервисов, но это малореально, — бизнес уже прочувствовал пользу таких сервисов. Даже обычный SaaS-планировщик сегодня (типа Monday.com или ClickUp) интегрируется с кучей сервисов, обрабатывая при этом ценную информацию компании — маркетинговые планы, ноу-хау, списки клиентов, персональные данные и т. п. А дальше будет только хуже — развитие no code/low code позволит объединить то, что раньше казалось невозможным, и этот прогресс не остановить. Значит надо это возглавить.

Существующие решения типа IDaaS или CASB фокусируются немного на другом — на взаимодействии «человек — SaaS», а нам нужны решения для контроля «SaaS — SaaS». На первый план выходят решения по контролю API, решения типа Astrix и Valence Security, и т. п. Время изоляции прошло — нужно уметь мониторить и защищать коммуникации не только между людьми, но и между приложениями.

 

BYOD не умер. Персональные устройства будут использоваться в корпоративной среде все чаще

А тут все просто. Несколько лет назад эта немного приутихла, но с началом COVID-19 вновь заиграла новыми красками, поставив перед специалистами по ИБ задачу мониторинга и защиты неуправляемых устройств, находящихся во владении пользователей и не вне корпоративного периметра. Я про это писал неоднократно и поэтому не буду повторяться. Просто стоит держать в голове, что сегодня ночной кошмар безопасника стал обыденностью — пользователи сами устанавливают нужное им ПО, скачанное из Интернета, на свои личные устройства, попутно интегрируя эти приложения с внешними SaaS-сервисами, расположенными в совершенно разных юрисдикциях и на разных площадках. И все это ставит перед ИБ совершенно новые, но интересные задачи, ответы на которые нельзя найти в документах регуляторов…

 

Источник: Бизнес без опасности

23 января, 2023

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

29.11.2023
«Мы рассчитывали, что наши крупнейшие цифровые платформы успеют…»
29.11.2023
Софт для управления разработкой подорожал до 3 млн рублей
29.11.2023
Мошенники активно используют карусель инфоповодов и техник для обмана граждан
29.11.2023
Количество жертв кибермошенников в «Чёрную пятницу» увеличилось
28.11.2023
Хакеры провели почти 290 тысяч успешных атак на клиентов банков
28.11.2023
«Тинькофф» запретил сотрудникам работать из других стран. Но есть исключения
28.11.2023
300 млрд рублей к 2027 году. В России появится акселератор для вывода игр за рубеж
28.11.2023
До 2030 года Россия потратит 25 млрд рублей на развитие кибербеза
28.11.2023
Клиенты банков теперь смогут переводить средства за рубеж через СБП
28.11.2023
Чёрная пятница — чёрный декабрь. Solar AURA — о мошенничестве в период распродаж

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных