Должны ли все быть финансово грамотными, если они пользуются услугами банков? Или не должны? И где находится водораздел того, что клиент должен и что клиент не должен? Именно эти вопросы стали началом большого спора экспертов на Дискуссионной сессии «Кибербезопасность платёжного бизнеса», проходившей в рамках XV Международной конференции «Платёжная индустрия: практика и трансформация после пандемии», организованной Ассоциацией банков России.

Спор начался с того, что советник Центра мониторинга и анализа информационной безопасности и киберустойчивости Банка России Евгений Винокуров заявил, что  человек никому не обязан быть финансово грамотным.

«Человек никому не обязан быть финансово грамотным. Финансовая грамотность — это хорошая история, но она должна быть совершенно методичной, и начиная с юношеских, детских лет, идти красной ниткой через весь возраст. Но в первую очередь хочется сосредоточиться на том, что технологически есть такая возможность. И в первую очередь она базируется на том, что способов совершить платёж огромное количество и совершить так, чтобы было непонятно, куда ушли деньги, способов очень много», — сказал он.

Когда же коллеги с ним не согласились, представитель ЦБ настаивал, что человек никому не обязан и что для него другими участниками рынка должны быть созданы такие условия, чтобы эффективно противодействовать социальной инженерии, вовремя находить деньги и возвращать их клиенту. Причём, по его словам, это должна быть межведомственная комплексная работа.

«Для меня это спорный тезис [что человек не обязан быть финансово грамотным — ред.]. Человек попадает в некоторую область регулируемую, и ему было бы неплохо знать правила. Это всё равно, что говорить, что пешеход не обязан знать правила дорожного движения — как он хочет, так он и ходит. Но если он выйдет на проезжую часть, его собьют. Это будет проблема. Это будет суд и, возможно, водителя накажут. Но все-таки человек, который ходит по улице, должен знать, что опасно», — высказал своё мнение директор по росту компании «BI.ZONE» Рустэм Хайретдинов.

Его пример с правила дорожного движения поддержал и другой участник обсуждения — заместитель начальника Службы информационной безопасности Банка «Возрождение» Василий Окулесский. Он отметил, что в финансовой сфере действует такая же история: если человек управляет своими финансами, он должен знать, как это делать.

«Если я собираюсь управлять своими деньгами, я должен иметь хоть какое-то представление о том, как вообще всё это устроено. И когда говоришь, что мне позвонили из какой-то непонятной фирмы, представившись банком, и я перевёл свои деньги на так называемый защищённый резервный счет, и от этого меня должен был защитить банк — это очень спорное заявление», — сказал Василий Окулесский.

Тогда Евгений Винокуров попросил своих коллег уточнить, где провести водораздел того, что клиент должен и что нет?

«Водораздел очень простой. Есть договор клиента с банком, и он определяет обязанности одних и права других и наоборот. Понятно, что никакие права без обязанностей не существуют, что если клиент имеет право что-то делать, он обязан выполнять определённые требования. Посмотрите любой клиентский договор на предоставление услуг дистанционного обслуживания. Написано — не разглашать. Более того, клиент под этим подписывается, он даёт обязательство. Вот вам водораздел», — отметил Василий Окулесский.

Он также добавил, что банк выполняет свои обязанности по переводу денежных средств клиента, подтверждённых установленным способом. И это прописано в договоре. Однако если клиент не знаком с финансовой грамотностью, это не освобождает его от исполнения своих обязанностей. И поэтому в ситуациях с мошенничеством, когда виноват сам клиент, говорить банку, чтобы он вернул деньги, не совсем правильно.

22 апреля, 2021

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.11.2025
OpenAI пытается нивелировать правовые риски
31.10.2025
Европол призывает объединиться в борьбе со спуфингом
31.10.2025
Взлом JLR может привести к краху экономики Британии (?)
31.10.2025
Банк ДОМ.РФ зафиксировал рост случаев мошеннических действий против миллениалов
31.10.2025
Роскомнадзор хочет демонтировать институт согласий
31.10.2025
Регистрация новых пользователей в Telegram и WhatsApp ограничена
31.10.2025
Servicepipe зафиксировал рост спроса на резервные DNS на фоне участившихся атак на DNS-инфраструктуру
30.10.2025
«К2Тех»: Бесперебойная связь остаётся приоритетом для держателей ЦОДов
30.10.2025
Бизнес обяжут импортозаместить ПО?
30.10.2025
«Сбер» готов делиться технологиями автоматического выявления дипфейков

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных