
Должны ли все быть финансово грамотными, если они пользуются услугами банков? Или не должны? И где находится водораздел того, что клиент должен и что клиент не должен? Именно эти вопросы стали началом большого спора экспертов на Дискуссионной сессии «Кибербезопасность платёжного бизнеса», проходившей в рамках XV Международной конференции «Платёжная индустрия: практика и трансформация после пандемии», организованной Ассоциацией банков России.
Спор начался с того, что советник Центра мониторинга и анализа информационной безопасности и киберустойчивости Банка России Евгений Винокуров заявил, что человек никому не обязан быть финансово грамотным.
«Человек никому не обязан быть финансово грамотным. Финансовая грамотность — это хорошая история, но она должна быть совершенно методичной, и начиная с юношеских, детских лет, идти красной ниткой через весь возраст. Но в первую очередь хочется сосредоточиться на том, что технологически есть такая возможность. И в первую очередь она базируется на том, что способов совершить платёж огромное количество и совершить так, чтобы было непонятно, куда ушли деньги, способов очень много», — сказал он.
Когда же коллеги с ним не согласились, представитель ЦБ настаивал, что человек никому не обязан и что для него другими участниками рынка должны быть созданы такие условия, чтобы эффективно противодействовать социальной инженерии, вовремя находить деньги и возвращать их клиенту. Причём, по его словам, это должна быть межведомственная комплексная работа.
«Для меня это спорный тезис [что человек не обязан быть финансово грамотным — ред.]. Человек попадает в некоторую область регулируемую, и ему было бы неплохо знать правила. Это всё равно, что говорить, что пешеход не обязан знать правила дорожного движения — как он хочет, так он и ходит. Но если он выйдет на проезжую часть, его собьют. Это будет проблема. Это будет суд и, возможно, водителя накажут. Но все-таки человек, который ходит по улице, должен знать, что опасно», — высказал своё мнение директор по росту компании «BI.ZONE» Рустэм Хайретдинов.
Его пример с правила дорожного движения поддержал и другой участник обсуждения — заместитель начальника Службы информационной безопасности Банка «Возрождение» Василий Окулесский. Он отметил, что в финансовой сфере действует такая же история: если человек управляет своими финансами, он должен знать, как это делать.
«Если я собираюсь управлять своими деньгами, я должен иметь хоть какое-то представление о том, как вообще всё это устроено. И когда говоришь, что мне позвонили из какой-то непонятной фирмы, представившись банком, и я перевёл свои деньги на так называемый защищённый резервный счет, и от этого меня должен был защитить банк — это очень спорное заявление», — сказал Василий Окулесский.
Тогда Евгений Винокуров попросил своих коллег уточнить, где провести водораздел того, что клиент должен и что нет?
«Водораздел очень простой. Есть договор клиента с банком, и он определяет обязанности одних и права других и наоборот. Понятно, что никакие права без обязанностей не существуют, что если клиент имеет право что-то делать, он обязан выполнять определённые требования. Посмотрите любой клиентский договор на предоставление услуг дистанционного обслуживания. Написано — не разглашать. Более того, клиент под этим подписывается, он даёт обязательство. Вот вам водораздел», — отметил Василий Окулесский.
Он также добавил, что банк выполняет свои обязанности по переводу денежных средств клиента, подтверждённых установленным способом. И это прописано в договоре. Однако если клиент не знаком с финансовой грамотностью, это не освобождает его от исполнения своих обязанностей. И поэтому в ситуациях с мошенничеством, когда виноват сам клиент, говорить банку, чтобы он вернул деньги, не совсем правильно.