Сделаем небольшую передышку от страшилок-пугалок о том, что ждёт подростка в сети. Много чего ждёт, и ко много чему мы не всегда будем готовы. А чтобы быть готовыми, что нужно? Даже не НУЖНО, а ВАЖНО: получить знания. Конечно, лучше всего получить профессиональное образование по линии информационной безопасности. Но все могу себе это позволить. Поэтому я и веду этот блог.
Многие родители могли слышать такое понятие как «Цифровая экономика» и то, что в связи с её появлением, меняются и подходы в образовании, и к образованию как таковому.
В последнее время вообще большое внимание уделяется цифровой экономике, которая, как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, является не конкретной отраслью, а основой, позволяющей создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменить образование, здравоохранение, государственное управление и коммуникации между людьми, задать новую парадигму развития государства, экономики и всего общества с учётом обеспечения информационной безопасности государства, общества и граждан. Звучит же?
А теперь разберёмся, что такое Цифровая экономика (далее – ЦЭ) и с чем её едят?
Так, по определению Всемирного банка, цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Переход к этой экономической модели приведёт к трансформации бизнес-моделей, позволит резко сократить значение посредников и в целом изменить существующие логистические схемы, увеличит значение индивидуального подхода. Чувствуете что происходит? Трансформация бизнес-моделей, и нужно всем подстраиваться; менять подход даже к выбору профессии (об этом я ещё не раз буду рассказывать от имени Кибербелки, так как это важно).
Ну, и конечно, цифровая экономика невозможна без завершения перехода к информационному обществу, представляющему собой принципиально новый общественный порядок, в котором важнейшим ресурсом становятся информация и её высшая форма – знание, то есть результат процесса познавательной деятельности человека. Именно развитие человеческого потенциала должно стать базисом для развития цифровой экономики, а для этого потребуется трансформация всей системы образования.
Необходимо отметить, что речь идёт не только об отдельных направлениях подготовки специалистов, но и в целом про повышение компьютерной грамотности населения независимо от возраста, рода деятельности и места жительства. Современные информационно-телекоммуникационные технологии проникают во все сферы жизни, меняя сложившийся уклад, существенно расширяя возможности, но и порождая новые риски.
В ближайшее время благодаря повышению эффективности обмена информацией между потребителями (гражданами) и поставщиками данных (государственные органы, внебюджетные фонды, коммерческие организации, например, такие как банки, операторы связи и другие) с использованием единого идентификатора появится «цифровой профиль гражданина», будет упрощён, конечно, с учётом требований по защите информации, порядок дачи цифрового согласиями граждан на обмен информацией. Всё это позволит информационным технологиям ещё глубже проникнуть во многие сферы жизни граждан, общества и государства, а соответственно система образования должна на это адекватно реагировать.
Так что с образованием?
С учётом быстроменяющегося мира, бурного развития информационно-телекоммуникационных технологий, необходимо формирование новой модели непрерывного обучения, переподготовки и постоянного повышения квалификации сотрудников в связи с растущими потребностями в новых компетенциях. Эти мероприятия уже во многом отражены в программе «Цифровая экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, и в плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» указанной программы. В частности, перед Правительством стоит задача к 2024 году обеспечить постоянно обновляемый кадровый потенциал цифровой экономики и компетентность граждан. За достаточно небольшой период времени должны быть созданы условия для подготовки кадров цифровой экономики, проведены мероприятия по совершенствованию системы образования для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. И кто это по сути будет? Все правильно, наши дети. Ваши дети. Мир не будет прежнем (как говорится!). Изменения коснуться и рынка труда в части требований, предъявляемых цифровой экономикой, а также системы мотивации кадров. Модификация через геймификацию слышали? То ли еще будет!
Цифровая грамотность, то есть готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности, должна стать основой любого современного образования. Новые технологии не только делают нашу жизнь удобнее и быстрее, но позволяют большему числу злоумышленников попытаться причинить нам ущерб, делая их самих зачастую недосягаемыми, а арсенал их средств более разнообразным. Ведь никакие программные и технические средства защиты информации не позволят вам чувствовать себя в безопасности, если, например, вы сами вручаете злоумышленникам доступ от своих банковских счетов. Поэтому крайне важно обеспечить формирование культуры информационной безопасности у всех слоев населения, причём начинать эту работу необходимо уже в дошкольных образовательных организациях.
Отмечу и тот факт, что задачи, стоящие перед системой образования на сегодняшний момент, весьма амбициозны. Это и подготовка 800 тысяч выпускников системы профессионального образования, обладающих базовыми компетенциями цифровой экономики; подготовка ИТ-специалистов в количестве не менее 120 тысяч выпускников системы высшего образования. При этом предполагается, что доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2021 году составит не менее 40%. Что ж, посмотрим. Уже есть специальные организации, ведущие статистику по данному направлению.
Информационная безопасность в образовании — наше будущее
В рамках направления «Информационной безопасности» программы «Цифровая экономика» к 2024 году, цитирую: «должны быть решены наиболее актуальные проблемы защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве, создан каркас инфраструктуры безопасности цифровой экономики, в том числе в области новейших технологий, обеспечен цифровой суверенитет Российской Федерации, Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области информационной безопасности». А это потребует не только изменений в системе образования, предоставления новых возможностей, но и в целом популяризация такого направления, как информационная безопасность. И популяризация ИБ направления уже происходит. Например, не даром появляются такие заметки, как эта. Не даром проводятся различные кибердиктанты, цифровые диктанты и соответствующие обучения населения. Аккуратно, ненавязчиво и чаще уже – онлайн.
Планируется ещё более массовое открытие онлайн курсов, разработка системы сертификации специалистов в области информационной безопасности, а также включение дисциплины «Информационная безопасность» в World Skills Russia (если уже не включили!).
Дальнейший этап развития по полученным навыкам цифровой экономики, кибербезопасности – это трудоустройство и подтверждение всех компетенций, получаемых работников в течение трудового пути, будет связан с цифровым профилем, образующим своеобразную цифровую карьерную историю каждого специалиста – электронную трудовую книжку. На первом этапе в неё будет включена информация об образовании, прохождении курсов повышения квалификации, достижениях в профессиональной деятельности. Кстати, использование технологий искусственного интеллекта при анализе накапливаемой информации позволит в будущем давать работникам и их работодателям рекомендации по развитию профессиональных и личностных навыков.
Как на странно, но система образования и воспитания кадров, успешно отвечающая на вызовы цифровой экономики, готовящая молодых граждан к будущему, появится скоро и неожиданно. И для обеспечения информационной безопасности (в части кадров) это применимо в первую очередь, ведь цифровая свобода требует и больших усилий в деле защиты информации.
Кибербелка