Сделаем небольшую передышку от страшилок-пугалок о том, что ждёт подростка в сети. Много чего ждёт, и ко много чему мы не всегда будем готовы. А чтобы быть готовыми, что нужно? Даже не НУЖНО, а ВАЖНО: получить знания. Конечно, лучше всего получить профессиональное образование по линии информационной безопасности. Но все могу себе это позволить. Поэтому я и веду этот блог.

Многие родители могли слышать такое понятие как «Цифровая экономика» и то, что в связи с её появлением, меняются и подходы в образовании, и к образованию как таковому.

В последнее время вообще большое внимание уделяется цифровой экономике, которая, как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, является не конкретной отраслью, а основой, позволяющей создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменить образование, здравоохранение, государственное управление и коммуникации между людьми, задать новую парадигму развития государства, экономики и всего общества с учётом обеспечения информационной безопасности государства, общества и граждан. Звучит же?

А теперь разберёмся, что такое Цифровая экономика (далее – ЦЭ) и с чем её едят?

Так, по определению Всемирного банка, цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Переход к этой экономической модели приведёт к трансформации бизнес-моделей, позволит резко сократить значение посредников и в целом изменить существующие логистические схемы, увеличит значение индивидуального подхода. Чувствуете что происходит? Трансформация бизнес-моделей, и нужно всем подстраиваться; менять подход даже к выбору профессии (об этом я ещё не раз буду рассказывать от имени Кибербелки, так как это важно).

Ну, и конечно, цифровая экономика невозможна без завершения перехода к информационному обществу, представляющему собой принципиально новый общественный порядок, в котором важнейшим ресурсом становятся информация и её высшая форма – знание, то есть результат процесса познавательной деятельности человека. Именно развитие человеческого потенциала должно стать базисом для развития цифровой экономики, а для этого потребуется трансформация всей системы образования.

Необходимо отметить, что речь идёт не только об отдельных направлениях подготовки специалистов, но и в целом про повышение компьютерной грамотности населения независимо от возраста, рода деятельности и места жительства. Современные информационно-телекоммуникационные технологии проникают во все сферы жизни, меняя сложившийся уклад, существенно расширяя возможности, но и порождая новые риски.

В ближайшее время благодаря повышению эффективности обмена информацией между потребителями (гражданами) и поставщиками данных (государственные органы, внебюджетные фонды, коммерческие организации, например, такие как банки, операторы связи и другие) с использованием единого идентификатора появится «цифровой профиль гражданина», будет упрощён, конечно, с учётом требований по защите информации, порядок дачи цифрового согласиями граждан на обмен информацией. Всё это позволит информационным технологиям ещё глубже проникнуть во многие сферы жизни граждан, общества и государства, а соответственно система образования должна на это адекватно реагировать.

 

Так что с образованием?

С учётом быстроменяющегося мира, бурного развития информационно-телекоммуникационных технологий, необходимо формирование новой модели непрерывного обучения, переподготовки и постоянного повышения квалификации сотрудников в связи с растущими потребностями в новых компетенциях. Эти мероприятия уже во многом отражены в программе «Цифровая экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, и в плане мероприятий по направлению «Кадры и образование» указанной программы. В частности, перед Правительством стоит задача к 2024 году обеспечить постоянно обновляемый кадровый потенциал цифровой экономики и компетентность граждан. За достаточно небольшой период времени должны быть созданы условия для подготовки кадров цифровой экономики, проведены мероприятия по совершенствованию системы образования для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. И кто это по сути будет? Все правильно, наши дети. Ваши дети.  Мир не будет прежнем (как говорится!). Изменения коснуться и рынка труда в части требований, предъявляемых цифровой экономикой, а также системы мотивации кадров.  Модификация через геймификацию слышали? То ли еще будет!

Цифровая грамотность, то есть готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности, должна стать основой любого современного образования. Новые технологии не только делают нашу жизнь удобнее и быстрее, но позволяют большему числу злоумышленников попытаться причинить нам ущерб, делая их самих зачастую недосягаемыми, а арсенал их средств более разнообразным. Ведь никакие программные и технические средства защиты информации не позволят вам чувствовать себя в безопасности, если, например, вы сами вручаете злоумышленникам доступ от своих банковских счетов. Поэтому крайне важно обеспечить формирование культуры информационной безопасности у всех слоев населения, причём начинать эту работу необходимо уже в дошкольных образовательных организациях.

Отмечу и тот факт, что задачи, стоящие перед системой образования на сегодняшний момент, весьма амбициозны. Это и подготовка 800 тысяч выпускников системы профессионального образования, обладающих базовыми компетенциями цифровой экономики; подготовка ИТ-специалистов в количестве не менее 120 тысяч выпускников системы высшего образования. При этом предполагается, что доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2021 году составит не менее 40%. Что ж, посмотрим. Уже есть специальные организации, ведущие статистику по данному направлению.

 

Информационная безопасность в образовании — наше будущее

В рамках направления «Информационной безопасности» программы «Цифровая экономика» к 2024 году, цитирую: «должны быть решены наиболее актуальные проблемы защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве, создан каркас инфраструктуры безопасности цифровой экономики, в том числе в области новейших технологий, обеспечен цифровой суверенитет Российской Федерации, Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области информационной безопасности». А это потребует не только изменений в системе образования, предоставления новых возможностей, но и в целом популяризация такого направления, как информационная безопасность. И популяризация ИБ направления уже происходит. Например, не даром появляются такие заметки, как эта. Не даром проводятся различные кибердиктанты, цифровые диктанты и соответствующие обучения населения. Аккуратно, ненавязчиво и чаще уже – онлайн.

Планируется ещё более массовое открытие онлайн курсов, разработка системы сертификации специалистов в области информационной безопасности, а также включение дисциплины «Информационная безопасность» в World Skills Russia (если уже не включили!).

Дальнейший этап развития по полученным навыкам цифровой экономики, кибербезопасности – это трудоустройство и подтверждение всех компетенций, получаемых работников в течение трудового пути, будет связан с цифровым профилем, образующим своеобразную цифровую карьерную историю каждого специалиста – электронную трудовую книжку. На первом этапе в неё будет включена информация об образовании, прохождении курсов повышения квалификации, достижениях в профессиональной деятельности. Кстати, использование технологий искусственного интеллекта при анализе накапливаемой информации позволит в будущем давать работникам и их работодателям рекомендации по развитию профессиональных и личностных навыков.

Как на странно, но система образования и воспитания кадров, успешно отвечающая на вызовы цифровой экономики, готовящая молодых граждан к будущему, появится скоро и неожиданно. И для обеспечения информационной безопасности (в части кадров) это применимо в первую очередь, ведь цифровая свобода требует и больших усилий в деле защиты информации.

Кибербелка

24 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое
23.04.2024
РКН усиленно блокирует VPN-сервисы и рекламирующие их ресурсы
22.04.2024
Фишеры предлагают отменить «заявку на удаление Telegram»
22.04.2024
В Минпромторге обсуждают возможные субсидии для российских вендоров
22.04.2024
Уникальный международный технологический форум THE TRENDS 2.0 поднимает флаг инноваций «снизу»

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных