
Банк России представил для публичного обсуждения проект указания о внесении изменений в положение № 375-П о правилах внутреннего контроля кредитной организации, в котором описаны признаки сомнительных банковских операций.
Сейчас в перечне больше ста признаков. Если действия клиента подпадают под некоторые из них, у кредитной организации есть основания приостановить транзакции и даже расторгнуть договор с клиентом.
Проект предусматривает обновление перечня признаков: исключение устаревших, дополнение новых и корректировку существующих. Документ – по плану – должен вступить в силу 1 апреля следующего года.
В его новой версии изменены общие подходы к определению сомнительных операций. Например, исключены отсутствие в поступившем расчётном документе информации о плательщике и выбор более дорогой банковской услуги при наличии более дешёвого аналога.
В отдельный пункт вынесены операции по списанию со счёта клиента средств на основании исполнительных документов. В прошедшем году банки жаловались на использование поддельных решений комиссий по трудовым спорам (КТС) для обналичивания. Теперь у них будет основание для отказа в проведении «подозрительной» операции.
Сомнительными операциями впервые названы покупка и продажа виртуальных активов, дистанционное управление операциями с одной группы IP-адресов (одного устройства) по счетам компаний, зарегистрированных в разных странах или принадлежащих разным родственникам.
Также сомнительными считаются и операции по счетам, открытым на разных физлиц, если у банка нет информации об их близком родстве.
В признаки, которые указывают на отмывание средств, также впервые включены операции с участием приёмщиков металлолома. Подозрительными будут считаться регулярные зачисления сумм в размере свыше 250 тыс. рублей на счета физлиц от компаний, которые занимаются его скупкой, с последующим снятием денег в наличной форме, и снятие юрлицом наличных на сумму свыше 3 млн рублей в день для покупки лома чёрных, цветных или драгоценных металлов.
Этот новый список – не финальный, пояснили в Банке России. Кредитные организации могут дополнить его своими индивидуальными критериями, включая уровень риска легализации преступных доходов.