Повышение доступности финансовых услуг и продуктов без параллельного повышения уровня финансовой грамотности — это существенный риск. Об этом заявила представитель Банка России Ирина Крамарь в ходе Международной конференции "Мобильные финансы 2019".
"Безусловно, развитие мобильных финансовых технологий — это плюс для потребителя, хотя бы потому, что офис оказывается у него «в кармане». Но повышение финансовой доступности без повышения финансовой грамотности — это существенный риск, и это обратная сторона процесса, которую мы ни в коем случае не должны забывать. Могу сказать что регулятор уделяет этому вопросу очень большое внимание — у нас разработан целый ряд программ для различных категорий населения, например, для школьников и студентов", - отметил представитель регулятора.
При этом ЦБ отдает себе отчет в том, что не может постоянно требовать от потребителей «самоообразования», и определенные требования к мобильным приложениям банков и финансовых компаний должны быть. "Должна сказать, что к нам, как в службу, занимающуюся защитой прав потребителей финансовых услуг, поступают жалобы, в том числе, и на мобильные приложения банков и финансовых компаний. И не реагировать на эти жалобы и претензии мы не можем", - отметила Крамарь.
В октябре прошлого года Ассоциацией финансовых технологий был разработан стандарт предоставления финансовых услуг в дистанционном режиме. Банк России поддерживает этот стандарт, который пока носит рекомендательный характер. Главные положения этого стандарта следующие — услуга должна быть понятной, каналы ее предоставления должны быть понятными, и, что очень важно в нынешней ситуации, услуга должна приобретаться потребителям осознанно. Только при следовании этим принципам может сформироваться доверительная среда между поставщиками и потребителями финансовых услуг.