Правительство России совместно с отраслевыми ассоциациями может заполнить законодательные «пробелы» в вопросах определения отечественности радиоэлектронного оборудования. Сейчас российскому оборудованию разрешено практически полностью формироваться на зарубежной компонентной базе. Противники изменения этой ситуации считают введение ограничивающих регламентов преждевременным — из-за корректировок нормативки никто не сможет воспользоваться заложенными в нее ранее преференциями, и рынок рискует погибнуть, не успев толком зародиться.
Для радиоэлектронной продукции власти России могут ввести четкие требования к происхождению ее компонентной базы, соответствие которым станет определять, можно ли считать готовое изделие российским продуктом или нет.
Рассмотреть такую возможность совместно с отраслевыми ассоциациями Правительству России официально предложил Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Документ, включающий это предложение, был подготовлен и опубликован по итогам заседания Совета, состоявшегося в Калининградской области еще 1 августа 2018 г.
В итоговом протоколе рекомендация Правительству имеет достаточно общий вид: подготовить предложения о внесении изменений в нормативно правовую базу, регламентирующую порядок присвоения радиоэлектронной продукции статуса “российского происхождения” и отнесения ее к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России, в том числе в части формирования единых критериев присвоения статуса “радиоэлектронной продукции российского происхождения”».
На данный момент вопросы происхождения изделий радиоэлектроники регулируются рядом приказов и постановлений. В частности 17 августа 2011 г. вступил в силу приказ Минпромторга № 1032/397 об утверждении параметров «отечественности» для телеком-оборудования. «В числе критериев были требования к производству, модернизации и обслуживанию оборудования на территории России, а также требование по передаче комплекта технической документации, — указывают в АРПЭ. — Однако на начальном этапе определения и критерии были сформулированы нечетко, поэтому 17 июля 2015 г. вышло постановление Правительства № 719 о критериях отнесения промышленной продукции к не имеющей аналогов, произведенных в России, которое более детально описало требования к изделиям для получения статуса российского оборудования».
Позже 16 сентября 2016 г. для стимулирования использования отечественного оборудования также вышло постановление Правительства № 925 о приоритете товаров российского происхождения перед зарубежными, а 26 сентября 2016 г. — постановление № 968 об ограничении допуска отдельных видов зарубежной радиоэлектроники на госзакупки.
«Однако ни одно из этих постановлений не содержит требований к компонентной базе», — говорят в АРПЭ. Таким образом, на данный момент оборудование, имеющее статус российского, может быть произведено практически полностью на основе иностранных компонентов. Рекомендации Правительству, направленные Советом, как раз и подразумевают возможность заполнения этого, как кажется некоторым участникам рынка, пробела и формирование критериев, предъявляемых к оборудованию при присвоении ему статуса «радиоэлектронной продукции российского происхождения», с учетом в нем доли отечественных компонентов.