Обсуждения поднадоевшей своей неразрешённостью десятилетиями проблемы «дефицита кадров» не только не удалось избежать на SOC-Форуме 2022 (вопреки первоначальным планам составителей повестки дня), но дискуссия эта выплеснулась и на страницы последнего в 2022 году номера журнала BIS Journal.
И если активность зала не позволила спикерам секции «Дебаты» SOC-Форума 2022 отделаться старыми нарративами про подвижническую деятельность «ибэшных» компаний на ниве образования, то журнальные материалы остались вне полноценного обсуждения, хотя и содержат ряд дискуссионных заявлений.
Для разбора всех спорных моментов публикаций в разделе «Образование и карьера/Высшее образование» №4 BIS Journal нужно слишком много места, поэтому пока уместно остановиться на свежих нарративах и на одном ключевом моменте, проходящем через все публикации в фоновом режиме.
Нарративы, которые могли бы претендовать на незаезженность, в журнальном формате сразу обращают на себя внимание, т.к. размещены в индивидуально набранных крупным шрифтом врезках. Один из них повествует о «вузовской “тусовке”», которая «даёт практикам очень мало шансов на продвижение на ниве образования», а второй связан с предложением о выстраивании «альтернативы высшей школе» (!?) в виде среднего профессионального образования.
О спорности упрёков «вузовской “тусовке”» свидетельствуют хотя бы упомянутые «Дебаты» SOC-Форума 2022, в ходе которых «не прокатила» попытка модератора взять «на слабо» представителей бизнесовой «ибэшной» тусовки и «подписаться» на готовность выделить по полудюжине своих сотрудников «для работы на фултайм» в ВУЗах.
Не согласились и «замели под ковёр» это предложение. Более того, на «Дебатах» было фактически признано, что отсутствует системный подход со стороны бизнеса к вопросам повышения качества высшего образования, а появление представителей компаний в ВУЗах – это, как правило, личная инициатива этих представителей.
Ряд спорных заявлений, косвенно связанных с якобы наличии «контр» между «вузовской “тусовкой”» и «практиками» разбросано в журнальной дискуссии в виде фрагментов, набранных обычным шрифтом и противоречащих друг другу даже в рамках одного раздела.
Ведь, например, надо изрядно потрудиться, чтобы найти логическое единство заявления о том, что «единственная нить, связывающая … (вузы и отрасль), – это опытные специалисты-практики, которые без отрыва от основной деятельности преподают по совместительству …» и утверждения о том, что «основные “печеньки” в виде госзаказов на исследования с дальнейшей публикацией в “хороших” журналах чужакам [читай «опытным специалистам-практикам»] практически не достаются».
Но если злая «вузовская “тусовка”» проводит исследования, достойные “хороших” журналов, то являются ли «опытные специалисты-практики» той лишь «единственной нитью», что связывает ВУЗы и отрасль?
И если вдруг есть претензии к качеству исследований вузовской «тусовки», публикуемых в “хороших” журналах, то почему бы «большинству известных в отрасли ИБ специалистов» не опубликовать свою критику исследований «вузовской “тусовки”» «в этих, не входящих в перечень, отраслевых журналах», через которые «идёт идейное формирование основных направлений отрасли»?
Большие сомнения вызывают попытки представить среднее профессиональное образование [в сфере ИБ] (техникумы) в качестве «альтернативы высшей школе».
Особенно в контексте реально существующей проблемы качества подготовки специалистов в высшей школе.
И дважды «особенно» в контексте надежд на подготовку специалистов, которые должны будут знать «КАК делать».
Подводка к идее о возможности работы техникумов в качестве альтернативы высшей школы для подготовки именно специалистов, знающих «КАК делать», потому что с подготовкой специалистов, знающих ЗАЧЕМ и ЧТО делать справятся и ВУЗы изложена в журнале весьма декларативно и коротко (цитирую): «Очевидно, что первую и вторую категорию (ЗАЧЕМ и ЧТО нужно делать) готовят в вузах, а вот откуда берутся специалисты третьей категории [знающие КАК делать]».
И чуть ниже следует более чем краткий раздел «НЕ ВУЗОМ ЕДИНЫМ», который начинается со слов о том, что (цитирую): «На самом деле, решением могло бы стать создание системы среднего профессионального образования по вопросам информационной безопасности».
В устном изложении идею того же автора об альтернативности среднего профессионального образования в сфере ИБ высшей школе уже довелось слышать на Форуме DLP+ 2022.
Тогда, если мысль автора и его единомышленников была понята правильно, это предложение аргументировалось тем, что в ИБ много сил и времени уходит на конфигурирование и настройку программно-аппаратных комплексов конкретных вендоров, обучение каковым операциям сегодня успешно (?) осуществляется за считанные недели в корпоративных центрах дополнительного образования/переподготовки (КЦДОП). И эта краткосрочность дополнительного образования и позволяет высказать идею о возможности перевода стрелок с образовательной траектории в КЦДОП на техникумы (если мысль автора и его единомышленников была понята правильно).
В рамках описанного понимания авторской задумки можно привести следующие возражения.
Несмотря на кажущуюся рутинность выбора пунктов раскрывающихся меню и проставления конфигурационных галочек в интерфейсах программно-аппаратных комплексов конкретных вендоров, за этим «КАК делать», не могут не стоять «ЗАЧЕМ делать» и «ЧТО делать», чему учат (автор с этим, похоже, согласен) именно в ВУЗах. Ведь и в КЦДОП обучаются отнюдь не курьеры.
Например, у «ибэшных» «смежников» в авиации (точки зрения ревнивости отношения к вопросам безопасности и также с некоторых пор попавших под управление к бухгалтерам) уже осознаётся порочность идеи о доверии выпускникам полугодичных ШМАСов и ускоренных курсов подготовки пилотов из бортинженеров для эксплуатации на земле и в воздухе современной авиационной техники.
Доверии на основании лишь того, что эта техника сегодня – высокоавтоматизированные самотестируемые и «самоуправляемые» комплексы.
Надо ли наступать на грабли или можно учиться на ошибках других?
Или мы будем «вестись» на многократно перевранные в СМИ образовательные «сенсации» якобы из Яндекса и Intel?
Хотя, конечно же, не надо бояться техникума. Но его выпускники должны работать под руководством и присмотром носителей высшего образования. Точно так же, как выпускник ШМАС работает под руководством старлея, в том числе и в контексте контроля «КАК делать».
Справедливости ради необходимо отметить, что автор не абсолютно категоричен в своей идее поиска в техникумах альтернативы ВУЗам, заканчивая свой материал разделом «ПОДВОДЯ ИТОГИ», первый пункт которого – «1. Специалисты разные нужны, специалисты разные важны».
Ну и коротко об одном ключевом моменте, проходящем, как было замечено, через все публикации в фоновом режиме.
Первый же послепреамбульный раздел публикации «Блеск и нищета ИБ-образования» озаглавлен «Начнём с бухгалтерии» и начинается с предложения «Так что же нас беспокоит в вузовской ИБ», а заканчивается словами «Хотя возможна и другая субъективная причина, а именно весьма незначительная зарплата, указанная в расчётном листке …».
Далее разделы через один заканчиваются предложениями
«… преподаватели разделяют с методистами их работу (по сути, работают за них) без какой либо компенсации».
«… они каждый год вынуждены бороться за своё рабочее место и небольшую зарплату».
Это всё про штатных «прЕподов». Но и «совместители», случайно забредающие в ВУЗ, встречают не лучший приём: «Их важнейший труд оценивается весьма скромно».
Вряд ли ошибусь, предполагая, что уже понятна ключевая проблема провалов отечественной высшей школы.
Голда Меир, известный политический деятель, выходец из России, в числе трёх рецептов превращения страны в великую державу рекомендовала сделать самими высокооплачиваемыми и уважаемыми три профессии – военные, учителя, врачи.
Одно из сильных впечатлений начала 2000-х – запах кухни в главном корпусе МФТИ, приобретавший особую резкость вблизи помещения, где в былые годы на физтехе размещался комитет ВЛКСМ. Тех, кто был некогда закалён бытом общежитий перемещённого в район платформы Новодачная факультета МГУ, разруха туалетов 2000-х в главном корпусе физтеха удручала меньше, чем этот запах. Но тоже удручала. В сравнении с помпезной отделкой и комфортом офисных помещений в зданиях детских садов и дворцов культуры, выкупленных матереющими лидерами отечественного ИТ-бизнеса.
Лет через десять запах кухни выветрился из корпуса, «с мостика» которого уверенным курсом вели физтех генерал-лейтенант Петров, а позже – академик Белоцерковский. Запах выветрился, но знаменитые факультетские стенгазеты физтеха не вернулись на стены.
Сегодня на физтехе появился целый факультет (или как это там называется у современных методистов высшей школы), работающей на ниве современной молекулярной биологии. И темой одного или нескольких НИРов на нём могло бы стать исследование для определения числа поколений, которые должны смениться, чтобы из генетической памяти преподавателей ушли остатки воспоминаний о кухонных ароматах в главном корпусе МФТИ.
Параллельно необходимо вести работу для того, чтобы в нашей стране самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми стали профессии Военного, Учителя и Врача.
И в числе шагов на этом пути должна стать работа по ликвидации в «вузовской “тусовке”» предпосылок к социальному расслоению, одним из проявлений которого стало недавнее сплочение отечественного ректората для торпедирования правительственной инициативы по введению 12-кратного лимита на превышение зарплаты ректора средней зарплаты в ВУЗе.
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных