BIS Journal №2(2)/2011

14 июля, 2010

На всякий пожарный...

В последнее время атаки на системы ДБО не просто участились, но совершаются при помощи новых, всё более изощрённых и успешных технологий. Новые угрозы – не повод разочаровываться в удобном и перспективном сервисе, без которого многие уже не могут представить жизнь. Правильное решение – в новых, более надёжных способах информационной защиты. Заранее разработанный комплекс неотложных мер помогает не только минимизировать негативные последствия, но и предупреждать инциденты.

НАБОР ОТМЫЧЕК

Инциденты в сфере дистанционного банковского обслуживания (ДБО) часто объясняются прорехами в системе информационной защиты банков и промахами специалистов по информационной безопасности. Но оказываются виноваты и пользователи – конкретные физические лица. В каждом конкретном случае важно правильно определить брешь, чтобы надёжно её закрыть.

Методики и приёмы высокотехнологичных покушений на чужие деньги совершенствуются в ногу с развитием технических средств и программного обеспечения банковских операций. В настоящее время актуально использование типичного набора «отмычек» ? способов получения злоумышленниками неправомерного, несанкционированного доступа к персональной информации пользователей систем ДБО.

Первый приём – заражение компьютеров пользователей шпионскими и троянскими программами. Например, посредством сетевых распределенных атак (DDoS) на информационные ресурсы, серверы и сайты. Или через массовые рассылки электронных сообщений, предлагающих ввести определенную информацию в поля экранных форм, либо содержащих во вложениях вредоносное программное обеспечение.

Второй способ ? преступный сговор с инсайдерами, недобросовестными сотрудниками банков, которые располагают нужными полномочиями. Третий ? «перехват» ответов на запросы персональных данных клиентов ДБО внешним структурам, органам государственной власти ? правоохранительным органам или отраслевым регуляторам.

Перечисленные противоправные действия подпадают под признаки состава преступлений, предусмотренных нормами ст. 158, 272 и 273 Уголовного кодекса РФ. Анализ многочисленных попыток хищений клиентских денег в системе ДБО позволяет обрисовать характеристики неотложных организационных мер расследования.

В первую очередь, обнаружив атаку, чтобы её блокировать, следует идентифицировать её характер по ряду типичных признаков, фиксируя информацию для последующего разбора инцидента. По результатам анализа должны быть разработаны методы противодействия и минимизации рисков успеха атак, порядок сбора информации для последующего разбора инцидента и взаимодействия заинтересованных сторон.

Неотложное противодействие преступным посягательствам в системе ДБО требует тесного взаимодействия субъектов: кредитной организации с потерпевшим клиентом, её профильных внутренних подразделений друг с другом, заинтересованных кредитных организаций ? между собой и с правоохранительными органами, а также последних ? с провайдерами. 

ЗАКОН ЗА НАС

Общей правовой основой мероприятий по расследованию инцидентов в сфере ДБО являются конституционные принципы равенства защиты всех форм собственности (ст. 8, 35, 55 Конституции РФ), а также нормы международного права. Перечень действующих норм российского федерального законодательства в отношении банковской тайны следующий: ст. 2, 17, 22 Конституции РФ, ст. 857 Гражданского кодекса РФ – ФЗ-51 от 30.11.1994, ст. 26 ФЗ-395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности».

Для коммерческой тайны – ФЗ-98 от 29.07.1994 «О коммерческой тайне», для служебной тайны ? Указ Президента РФ № 188 от 06.03.1997 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и ст. 2 и 17 Конституции РФ. Конфиденциальность персональных данных определена ст. 2, 17, 22, 23 Конституции РФ, ст. 150 Гражданского кодекса РФ и ст. 5-7 и 9 ФЗ-152 от 27.07.2006 «О персональных данных». Тайна связи охраняется ст. 23 Конституции РФ и ст. 7, 17, 18, 44, 53, 62-64 ФЗ-126 от 07.07.2003 «О связи».

Полномочия правоохранительных органов расследовать нарушения закона в сфере ДБО прописаны ст. 11 ФЗ-№ 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», ст. 5-7, 11 ФЗ-144 от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 12-13 ФЗ-40 от 03.04.1995 «О Федеральной службе безопасности» и ст. 6, 10, 21-22 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации». Также и другими правовыми, нормативными и регламентирующими документами.

Кроме того, существуют соглашения о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности, заключённые кредитными организациями с органами милиции ? Управлением «К» Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ и подобными подразделениями в регионах. Цели такого взаимодействия не только тактические ? расследование инцидентов в сфере ДБО и возвращение похищенных средств, но и стратегические.

В организациях российской банковской системы распространяется положительный опыт сотрудничества с правоохранительными органами, помощи в раскрытии подобных преступлений. Совместная работа помогает сформировать систему предупреждения преступных посягательств на денежные средства клиентов коммерческих банков, тиражирования схем хищения в системе ДБО. 

ДЕЙСТВУЕМ ВМЕСТЕ

К направлениям взаимодействия банков и правоохранительных органов в первую очередь относится своевременный обмен информацией ? оперативной и накопленными данными. Вот типовая форма обращения в Управление «К» Бюро специальных технических мероприятий МВД России – или соответствующее подразделения территориального органа внутренних дел. Документ – убедительное предложение взаимодействия ? был разработан в одном из банков, на основе соглашений о сотрудничестве с милицией в области обеспечения информационной безопасности. 

<Должность, звание, ф. и. о., почтовый адрес
руководителя соответствующего подразделения
органа внутренних дел>

Уважаемый <Ф. и. о.>!

Банк просит оказать содействие в розыске злоумышленников и противодействии преступным группировкам, совершившим хищение денежных средств со счета клиента.

«    » ____________ 201_ года с расчетного счета № ______________, принадлежащего <наименование потерпевшего клиента>, открытом в <наименование регионального филиала банка-заявителя>, посредством удаленного доступа к информационным ресурсам клиента с использованием электронной системы «банк ? клиент» («интернет-клиент») неизвестными лицами незаконно осуществлено списание денежных средств в сумме <сумма> рублей на счет № <номер счёта>, принадлежащий <наименование клиента-получателя>, открытый в <наименование банка, адрес>.

Клиент <наименование регионального филиала банка-заявителя>, <наименование потерпевшего клиента>, был вынужден обратиться в правоохранительные органы (отдел «К») по месту регистрации.

Указанные противоправные действия злоумышленников подпадают под признаки состава преступлений, предусмотренные нормами ст. 158, 272 Уголовного кодекса Российской Федерации, и были совершены с использованием инновационных технологий.

В данных обстоятельствах проблема хищения денежных средств со счета клиента <наименование регионального филиала банка-заявителя> посредством инновационных технологий касается не только защиты отдельных клиентов Банка, а затрагивает безопасность государства в кредитно-финансовой сфере. А также выявляет слабые звенья системы противодействия государственных органов преступным группировкам, деятельность которых направлена на совершение преступлений в сфере охраняемой законом компьютерной информации. Указанные преступные действия в условиях кризиса могут привести к дестабилизации банковской системы РФ.

Направляем имеющиеся материалы. 

Председатель Правления / Директор
<наименование регионального филиала банка-заявителя>,
<Ф. и. о.>,

Исп. <Ф. и. о.>,
тел.:<контактный номер телефона>. 

АВАРИЙНЫЙ АРСЕНАЛ

Обмен информацией между кредитными организациями и правоохранительными органами создаёт основу для разработки комплекса совместных мер: распределения «зон ответственности» между каждой кредитной организацией и правоохранительными органами. Нарабатываемый положительный опыт сотрудничества организаций российской банковской системы, взаимодействия с правоохранительными органами заслуживает всяческого широкого распространения.

Предметом информационного обмена служат данные о фактах, способах и обстоятельствах хищений денежных средств клиентов коммерческих банков, о сомнительных банковских операциях, клиентах и сотрудниках кредитных организаций, подозреваемых в причастности к их проведению, а также в совершении других правонарушений в сфере информационной безопасности банков, о провайдерах, предоставляющих услуги связи.

Такой информационный обмен необходим для разработки совместных организационных и технических мер по противодействию противоправным действиям злоумышленников, направленным на хищение клиентских денежных средств. К ним относятся формирование централизованного (регионального) «чёрного списка» недобросовестных участников кредитно-денежных отношений ? физических лиц и организаций различных форм собственности, создания «прямой» («горячей») линии.

Полноценное сотрудничество между кредитными организациями позволяет минимизировать риски при ДБО. Самый простой вид ? своевременно информировать клиентов о требованиях безопасности, предотвращающих хищения злоумышленниками денежных средств с их счетов.

Затем следует разработать «аварийный набор» типовых документов. В том числе рекомендации по обеспечению информационной безопасности системы ДБО, порядок взаимодействия с территориальными подразделениями «К» органов внутренних дел при разборе инцидентов, а также схему оперативного сбора и предоставления полной информации об инцидентах.

Учитывая непрерывный научно-технический прогресс, надёжная информационная защита дистанционного банковского обслуживания требует не только своевременно проводить технологические мероприятия. Чтобы минимизировать вероятность успеха преступных посягательств и риски ущерба, лучше всего держать под рукой разработанный заблаговременно комплекс организационных мер «быстрого реагирования» на инциденты в системе ДБО.

Напомним ещё раз непременное условие действенности алгоритма неотложных мер. Необходимы заранее выстроенные механизмы тесного взаимодействия кредитных учреждений, как друг с другом, так и с правоохранительными органами. Прежде всего – с Управлением «К» Бюро специальных технических мероприятий МВД России, либо аналогичными территориальными подразделениями.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных