19 июня, 2024

Данные как ключ к управлению. Какие данные важно контролировать СЕО

Сегодня любой бизнес, в первую очередь развивающийся в цифровой среде, оперирует огромным массивом разнообразных данных. О том, какие основные виды данных присутствуют в любом бизнесе и что важно контролировать СЕО, чтобы эффективно управлять компанией, рассказывает главный внештатный специалист по информационным системам в здравоохранении Минздрава Хабаровского края и независимый эксперт по информационной безопасности и цифровой трансформации Роман Бондаренко. 

 

От цифры к данным

Россия прочно занимает первые места в области цифровизации в мире – в последнем на сегодняшний день исследовании Всемирного банка Gov Tech Maturity Index (GTMI) страна вошла в первую десятку стран по уровню цифровизации государственного управления. Это один из результатов нацпроекта «Цифровая экономика», который реализуют в 2018-2024 гг. На смену «Цифровой экономике» придет «Экономика данных» – новый нацпроект, который будет работать с 2025 года до 2030 года. Его главная задача – обеспечить эффективное использование и управление данными во всех секторах экономики, в том числе и в государственном управлении.

Расширение вектора государственного интереса абсолютно логично: от цифровизации мы переходим к управлению глобальными данными, которые накопили за прошедшие годы. И на эту тенденцию важно обратить внимание собственникам бизнеса и ключевым руководителям – именно данные стали одним из самых ценных активов, которые помогают увидеть потребности клиентов и партнеров, найти нестыковки в планах продаж и финансовых результатах. Однако данные сами по себе – мертвый актив, польза которого напрямую зависит от умения систематизировать информацию, увидеть в цифрах зарождающиеся тренды и использовать их для новых шагов компании на рынке.

 

Какие типы данных важно контролировать СЕО в современном бизнесе

Собственную big data бизнеса можно условно разделить на четыре основных блока, которые охватывают ключевые бизнес-процессы компании. Их важно контролировать СЕО, чтобы правильно понимать обстановку внутри и положение бизнеса на рынке.

Данные о персонале компании

В идеальном мире собственник лично знаком с сотрудниками и имеет о них свое представление, но если компания даже немного масштабнее стартапа, сделать это довольно сложно. В этом случае останавливаемся на ключевых сотрудниках, которые руководят структурными подразделениями. Кроме информации об оплате труда и профессиональных компетенциях полезно понимать личные качества и мотивацию. Все эти данные помогут максимально объективно оценивать возможности сотрудников и целых подразделений, выстраивать эффективную рабочую структуру, принимать решения об обучении и кадровых перестановках.

Финансовые данные бизнеса

В первую очередь это основные статьи и суммы затрат, доходы, выручка и прибыль, ФОТ и его колебания. Это один из важнейших блоков – именно на примере финансовых данных видны все значимые движения бизнеса, на них проще всего отследить любые отклонения. Если обнаруживается некая аномалия в данных, важно изучить ее подробно вместе с экономистом, бухгалтером, службой безопасности и другими заинтересованными сторонами.

Безопасность

Безопасность как источник данных можно условно разделить на периметровую и информационную. В защиту периметра входят инструменты, которые генерируют много ценной информации: системы контроля доступа (СКУД) позволяют определить посторонних в помещениях компании, будь то склад или офис, оценить соблюдение рабочего графика, а значит и расход ФОТ, видеонаблюдение фиксирует события и так далее. Средства информационной безопасности защищают от утечек и действий злоумышленников и одновременно создают еще один важнейший пласт данных – о том, что происходит в IT-инфраструктуре компании, и о действиях сотрудников в ней. Это позволяет контролировать распространение чувствительной корпоративной информации, выявлять возможные злоупотребления, оценивать трудовую дисциплину. 

Аналитика по продукту и рынку в целом

Сюда можно отнести внутреннюю аналитику по продукту, который производит бизнес, в том числе по ценообразованию, и данные по рынку. Чаще всего доступ к такой информации имеет только СЕО и несколько топовых руководителей, и это разумно из соображений сохранения коммерческой тайны. Важный момент здесь – при построении внутренней аналитики и прогнозов развития особенно важно опираться на несколько источников информации, среди которых обязательно должны быть внешние: профильные деловые ассоциации, министерства и ведомства, исследовательские агентства и т. д. Это поможет не попадать в ловушку информационного пузыря и регулярно сверяться с обстановкой на рынке в целом, проверять достоверность и адекватность оценок.

 

С чего начать управление данными

Шаг 1. Максимально оцифровать бизнес-процессы

Стоит обзавестись внутренним трекером задач, CRM-системой и, если позволяет бюджет, нанять проектного менеджера, в задачи которого будет входить руководство процессами по внутренним проектам и проектам заказчиков. Цель таких преобразований – вся информация о продукте, административных процессах, продажах и обслуживании должна быть измерима и прозрачна. Это закладывает фундамент системы управления на основе данных и является ценным источником информации для СЕО.

Шаг 2. Сформировать список ключевых показателей

Когда первичный сбор данных организован, важно сформировать перечень ключевых показателей компании, которые нужны СЕО перед глазами в первую очередь. Как правило, сюда входят финансовые данные (бухгалтерский баланс, финансовые результаты), данные по продукту, информация по штату и ФОТ, исследования по рынку и другие показатели в зависимости от специфики работы. На первом этапе это может быть простая excel-таблица, из которой со временем вырастает дашборд руководителя с наглядно представленными данными.

Шаг 3. Обеспечение безопасности и конфиденциальности данных

Иметь доступ к сводным данным о бизнесе должен иметь строго ограниченный круг людей, кого в него включить – решает СЕО. Чаще всего это руководители крупных структурных блоков внутри компании, управленческий костяк команды. Важно защитить эти данные от копирования и пересылки за периметр компании, с этой задачей сможет помочь служба информационной безопасности (или IT-департамент, если отдельной службы ИБ в компании еще нет).

Шаг 4. Регулярный трекинг и поиск аномалий

Важный момент – регулярность работы с информацией, это должно войти как минимум в еженедельную привычку. На этом этапе полезно поработать над визуализацией данных и постепенно двигаться от той самой таблицы в Excel в сторону дашборда: структурированные данные проще воспринимать и удобнее видеть в них аномалии, за которыми может скрываться как внезапный скачок продаж из-за удачной маркетинговой кампании, так и перерасход по ФОТ из-за сговора сотрудников.

Шаг 5. Участие в найме ключевых руководителей

В идеале это означает, что СЕО лично участвует в отборе кандидатов на ключевые позиции в компании и принимает решение о найме. Многие руководители бизнеса стремятся делегировать эту задачу HR, но такой подход может иметь неприятные последствия – например, если новый руководитель продаж и СЕО не совпадут во взглядах на развитие компании. Замечу, что речь не о «соглашательстве» с каждым словом, а именно о глобально разных взглядах. Когда вы лично подбираете костяк команды, вам проще выстраивать систему управления. А хорошие управленцы на ключевых постах смогут дать СЕО гораздо больше важной для бизнеса информации, чем он сможет получить самостоятельно.

 

Резюме

  • Данные – универсальный язык бизнеса и государства, ценный актив, с помощью которого можно увидеть и проблемы, и пути их решения;
  • Если компания небольшая и у нее нет ресурсов на свой проектный офис или отдельного менеджера, вполне реально организовать управление данными на уровне СЕО и его ассистента;
  • Прозрачность бизнес-процессов и безопасность информации – обязательное условие для компании, которая стремится использовать данные для развития бизнеса;
  • Регулярная работа с данным дает «насмотренность» – когда за цифрами открываются тенденции, а нестыковки и аномалии видны сразу;
  • Один из важных источников данных для управления – руководители подразделений, поэтому важно участвовать в формировании команды;
  • В процессе работы данные трансформируются, и это нормально – вместо изначального десятка показателей в конечном итоге может остаться несколько цифр, которые будут говорить СЕО больше, чем несколько объемных отчетов.
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

04.07.2025
Конгрессмен рассказал агентам ФБР про кибербез (не наоборот)
04.07.2025
«Это ускорит развитие национальной платёжной инфраструктуры»
04.07.2025
«Пар»? «Ростелеком» строит свой Steam
04.07.2025
«Не будет никакой остановки». Европейский AI Act — на марше
04.07.2025
В России всё же создадут базу биометрии мошенников
03.07.2025
В Госдуме продолжают намекать на преимущества импортозамещения
03.07.2025
Котята отрастили щупальца. Kraken целится в Apple издалека?
03.07.2025
DLBI: До конца года стилеры могут парализовать поиск «удалёнки» в РФ
03.07.2025
Международный уголовный суд подвергается атакам хакеров
03.07.2025
17% компаний выбирает ноутбуки с предустановленными отечественными ОС

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных