Сегодня любой бизнес, в первую очередь развивающийся в цифровой среде, оперирует огромным массивом разнообразных данных. О том, какие основные виды данных присутствуют в любом бизнесе и что важно контролировать СЕО, чтобы эффективно управлять компанией, рассказывает главный внештатный специалист по информационным системам в здравоохранении Минздрава Хабаровского края и независимый эксперт по информационной безопасности и цифровой трансформации Роман Бондаренко.
От цифры к данным
Россия прочно занимает первые места в области цифровизации в мире – в последнем на сегодняшний день исследовании Всемирного банка Gov Tech Maturity Index (GTMI) страна вошла в первую десятку стран по уровню цифровизации государственного управления. Это один из результатов нацпроекта «Цифровая экономика», который реализуют в 2018-2024 гг. На смену «Цифровой экономике» придет «Экономика данных» – новый нацпроект, который будет работать с 2025 года до 2030 года. Его главная задача – обеспечить эффективное использование и управление данными во всех секторах экономики, в том числе и в государственном управлении.
Расширение вектора государственного интереса абсолютно логично: от цифровизации мы переходим к управлению глобальными данными, которые накопили за прошедшие годы. И на эту тенденцию важно обратить внимание собственникам бизнеса и ключевым руководителям – именно данные стали одним из самых ценных активов, которые помогают увидеть потребности клиентов и партнеров, найти нестыковки в планах продаж и финансовых результатах. Однако данные сами по себе – мертвый актив, польза которого напрямую зависит от умения систематизировать информацию, увидеть в цифрах зарождающиеся тренды и использовать их для новых шагов компании на рынке.
Какие типы данных важно контролировать СЕО в современном бизнесе
Собственную big data бизнеса можно условно разделить на четыре основных блока, которые охватывают ключевые бизнес-процессы компании. Их важно контролировать СЕО, чтобы правильно понимать обстановку внутри и положение бизнеса на рынке.
Данные о персонале компании
В идеальном мире собственник лично знаком с сотрудниками и имеет о них свое представление, но если компания даже немного масштабнее стартапа, сделать это довольно сложно. В этом случае останавливаемся на ключевых сотрудниках, которые руководят структурными подразделениями. Кроме информации об оплате труда и профессиональных компетенциях полезно понимать личные качества и мотивацию. Все эти данные помогут максимально объективно оценивать возможности сотрудников и целых подразделений, выстраивать эффективную рабочую структуру, принимать решения об обучении и кадровых перестановках.
Финансовые данные бизнеса
В первую очередь это основные статьи и суммы затрат, доходы, выручка и прибыль, ФОТ и его колебания. Это один из важнейших блоков – именно на примере финансовых данных видны все значимые движения бизнеса, на них проще всего отследить любые отклонения. Если обнаруживается некая аномалия в данных, важно изучить ее подробно вместе с экономистом, бухгалтером, службой безопасности и другими заинтересованными сторонами.
Безопасность
Безопасность как источник данных можно условно разделить на периметровую и информационную. В защиту периметра входят инструменты, которые генерируют много ценной информации: системы контроля доступа (СКУД) позволяют определить посторонних в помещениях компании, будь то склад или офис, оценить соблюдение рабочего графика, а значит и расход ФОТ, видеонаблюдение фиксирует события и так далее. Средства информационной безопасности защищают от утечек и действий злоумышленников и одновременно создают еще один важнейший пласт данных – о том, что происходит в IT-инфраструктуре компании, и о действиях сотрудников в ней. Это позволяет контролировать распространение чувствительной корпоративной информации, выявлять возможные злоупотребления, оценивать трудовую дисциплину.
Аналитика по продукту и рынку в целом
Сюда можно отнести внутреннюю аналитику по продукту, который производит бизнес, в том числе по ценообразованию, и данные по рынку. Чаще всего доступ к такой информации имеет только СЕО и несколько топовых руководителей, и это разумно из соображений сохранения коммерческой тайны. Важный момент здесь – при построении внутренней аналитики и прогнозов развития особенно важно опираться на несколько источников информации, среди которых обязательно должны быть внешние: профильные деловые ассоциации, министерства и ведомства, исследовательские агентства и т. д. Это поможет не попадать в ловушку информационного пузыря и регулярно сверяться с обстановкой на рынке в целом, проверять достоверность и адекватность оценок.
С чего начать управление данными
Шаг 1. Максимально оцифровать бизнес-процессы
Стоит обзавестись внутренним трекером задач, CRM-системой и, если позволяет бюджет, нанять проектного менеджера, в задачи которого будет входить руководство процессами по внутренним проектам и проектам заказчиков. Цель таких преобразований – вся информация о продукте, административных процессах, продажах и обслуживании должна быть измерима и прозрачна. Это закладывает фундамент системы управления на основе данных и является ценным источником информации для СЕО.
Шаг 2. Сформировать список ключевых показателей
Когда первичный сбор данных организован, важно сформировать перечень ключевых показателей компании, которые нужны СЕО перед глазами в первую очередь. Как правило, сюда входят финансовые данные (бухгалтерский баланс, финансовые результаты), данные по продукту, информация по штату и ФОТ, исследования по рынку и другие показатели в зависимости от специфики работы. На первом этапе это может быть простая excel-таблица, из которой со временем вырастает дашборд руководителя с наглядно представленными данными.
Шаг 3. Обеспечение безопасности и конфиденциальности данных
Иметь доступ к сводным данным о бизнесе должен иметь строго ограниченный круг людей, кого в него включить – решает СЕО. Чаще всего это руководители крупных структурных блоков внутри компании, управленческий костяк команды. Важно защитить эти данные от копирования и пересылки за периметр компании, с этой задачей сможет помочь служба информационной безопасности (или IT-департамент, если отдельной службы ИБ в компании еще нет).
Шаг 4. Регулярный трекинг и поиск аномалий
Важный момент – регулярность работы с информацией, это должно войти как минимум в еженедельную привычку. На этом этапе полезно поработать над визуализацией данных и постепенно двигаться от той самой таблицы в Excel в сторону дашборда: структурированные данные проще воспринимать и удобнее видеть в них аномалии, за которыми может скрываться как внезапный скачок продаж из-за удачной маркетинговой кампании, так и перерасход по ФОТ из-за сговора сотрудников.
Шаг 5. Участие в найме ключевых руководителей
В идеале это означает, что СЕО лично участвует в отборе кандидатов на ключевые позиции в компании и принимает решение о найме. Многие руководители бизнеса стремятся делегировать эту задачу HR, но такой подход может иметь неприятные последствия – например, если новый руководитель продаж и СЕО не совпадут во взглядах на развитие компании. Замечу, что речь не о «соглашательстве» с каждым словом, а именно о глобально разных взглядах. Когда вы лично подбираете костяк команды, вам проще выстраивать систему управления. А хорошие управленцы на ключевых постах смогут дать СЕО гораздо больше важной для бизнеса информации, чем он сможет получить самостоятельно.
Резюме
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных