Привести в соответствие! О реализации требований ГОСТ 57580 в некредитных организациях

BIS Journal №1(44)/2022

5 марта, 2022

Привести в соответствие! О реализации требований ГОСТ 57580 в некредитных организациях

В 2019 году Банк России выпустил Положение № 684-П, устанавливающее обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков. Указанное Положение, в частности, основывается на требованиях пункта 6.9 ГОСТ Р 57580.2-2018 и в этой части вступает в силу с 1 января 2022 года.

Таким образом, к январю 2022 года некредитные финансовые организации должны привести в соответствие с этим Положением и требованиями ГОСТ свои процессы и организационно-распорядительные документы.

Проблемой для некредитных финансовых организаций может стать необходимость выполнения требований пп. «г» и «д» п. 6.9 ГОСТ:

г) третий уровень соответствия: организационные и технические меры процесса системы ЗИ реализуются в значительном количестве на постоянной основе в соответствии с общими подходами (способами), установленными в финансовой организации. Контроль и совершенствование реализации организационных и технических мер процесса системы ЗИ осуществляются бессистемно и/или эпизодически;

д) четвёртый уровень соответствия: организационные и технические меры процесса системы ЗИ реализуются в полном объёме на постоянной основе в соответствии с общими подходами (способами), установленными в финансовой организации. В финансовой организации в основном реализованы контроль и совершенствование реализации организационных и технических мер процесса системы ЗИ.

Указанные требования аналогичны требованиям, предъявляемым к банкам, однако некредитные финансовые организации в большинстве случаев значительно меньше банков, и выполнение данных требований может вызвать ряд проблем.

Так, из наиболее распространённых сложностей можно выделить недостаток квалифицированных специалистов в области информационной безопасности, недостаточное финансирование и невозможность заложить в бюджет средства на закупку требуемого оборудования и средств защиты информации, кроме того, сами средства защиты информации в большей степени рассчитаны на крупные организации, а не на небольшие компании, и не тестировались на таких площадках.

Таким образом, исполнить требования 684-п в срок могут себе позволить только крупные игроки, в той или иной степени уже их соблюдающие.

Между тем проверки со стороны регуляторов небольших организаций могут привести к масштабному применению штрафных санкций и дестабилизации рынка НКФО.

В качестве решения данной проблемы разумно применить следующий подход:

  • провести аудит системы защиты информации в организации;
  • определить, какие организационные меры могут быть применены наиболее безболезненно и срочно;
  • привлечь внешних специалистов для разработки необходимых организационно-распорядительных документов;
  • переобучить штатных специалистов по информационной безопасности.

Разумеется, быстрее и эффективнее с точки зрения приближающейся проверки ЦБ РФ исполнить требования, связанные с разработкой организационно-распорядительных документов, так как это проще и дешевле, чем закупить оборудование и СЗИ и подобрать необходимых специалистов.

Представляется целесообразным разработать или актуализировать следующие документы (перечень примерный):

  • политика по информационной безопасности;
  • положение о службе/отделе/сотруднике по информационной безопасности;
  • положение по оценке рисков нарушения информационной безопасности;
  • порядок действий сотрудников в случае возникновения инцидентов, связанных с ИБ;
  • отчёты о результатах служебного расследования инцидента ИБ;
  • положение о модели угроз и нарушителей информационной безопасности;
  • инструкция пользователя по обеспечению информационной безопасности на рабочей станции;
  • регламент настройки средств защиты от воздействия вредоносного кода;
  • регламент настройки SIEM-системы (при наличии);
  • регламент настройки системы обнаружения вторжений (при наличии);
  • регламент настройки системы предотвращения утечек информации (при наличии);
  • регламент настройки сканера уязвимостей (при наличии);
  • регламент настройки технических мер системы защиты информации;
  • политика обработки персональных данных;
  • план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуации;
  • регламент по управлению инцидентами информационной безопасности;
  • порядок, регламентирующий процесс повышения знаний; обучение сотрудников в рамках требований по ИБ;
  • план проведения обучения сотрудников по ИБ;
  • ведомость планового, повторного инструктажа сотрудников;
  • отчёты по проведению внешнего аудита по выполнению требований положений Банка России;
  • внутренние отчёты проверок;
  • план мероприятий по информационной безопасности;
  • отчёт по проведённым контрольным мероприятиям по ИБ;
  • утверждённый перечень объектов информационной инфраструктуры;
  • утверждённый перечень технологических участков с кодами регистрации событий и регламентация процесса.

Отдельное внимание следует уделить вопросу профессионального образования и повышению квалификации. В настоящее время ситуация такова, что специалистов по информационной безопасности, работающих с некредитными финансовыми организациями, довольно мало, чаще всего специалисты не знают специфику НКФО.

При этом на различных форумах и конференциях, где специалисты могут обменяться опытом, секции по безопасности в НКФО практически отсутствуют, что является упущением со стороны организаторов таких мероприятий.

Разумно предположить, что повышение внимания к проблемам НКФО является необходимым и, несмотря на возникающие в связи с возросшими требованиями регуляторов проблемы, может дать толчок к развитию нового актуального направления в сфере информационной безопасности.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

29.10.2025
Аксаков: Мы перекроем преступникам возможность вербовать банковских работников
29.10.2025
СОРМ — во всех крупных банках уже в 2027 году
29.10.2025
РКН в этом году заблокировал в полтора раза больше ресурсов, чем в прошлом
29.10.2025
42 тысячи зрителей из 400 населённых пунктов России и стран СНГ — как прошёл CyberCamp 2025
29.10.2025
Число атак с использованием фейковых аккаунтов известных лиц увеличилось в десять раз
28.10.2025
Group-IB выявила сложную шпионскую операцию MuddyWater
28.10.2025
OpenAI отреагировала на психическое состояние пользователей ChatGPT
28.10.2025
Восход JPYC — первого привязанного к японской иене стейблкоина
28.10.2025
«Любой ЦОД — это проблемы электричества, процедуры подключения, дешёвые тарифы»
28.10.2025
Google отрицает утечку ключей от своих почтовых ящиков. Снова

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных