Thomson Reuters: в 2017 году в России активнее всего будут развиваться цифровые безналичные платежи и облачные решения

Компания Thomson Reuters провела ежегодное исследование среди российских топ-менеджеров и специалистов в сфере комплаенс и рисков. По результатам опроса, большинство респондентов ожидают значительных усложнений в сфере технологий по обеспечению безопасности, а наибольшую обеспокоенность у специалистов вызывают киберпреступность, взяточничество и коррупция. Что касается развития финансовых технологий в российских компаниях, опрошенные эксперты ожидают, что активнее всего будут развиваться безналичные платежи, облачные решения и платежные системы.

Компания Thomson Reuters, глобальный поставщик решений для бизнеса и профессионалов, опубликовала результаты ежегодного исследования среди специалистов по комплаенс и рискам.

В опросе Thomson Reuters, проведенном 12 апреля на IV GRC Форуме в Москве, приняли участие специалисты из российских и международных компаний финансового сектора, включая банки, а также брокерские, страховые и управляющие компании. Треть опрошенных занимается внутренним аудитом в компании, 32% респондентов – специалисты по комплаенс и рискам, десятую часть участников представляют топ-менеджеры. Половина участников опроса являются сотрудниками крупных организаций от 1000 человек.

Основные выводы исследования представлены ниже:

- Абсолютное большинство респондентов (90%) считают, что объем материалов, публикуемых регулятивными органами в 2017 году, увеличится;

- 84% опрошенных Thomson Reuters отмечают рост персональной ответственности у специалистов по рискам и комплаенс;

- В ближайшие 2 года большинство специалистов ожидают значительные усложнения в сфере технологий по обеспечению финансовой безопасности (78%);

- Комплексная проверка и оценка рисков (Due diligence) второй год подряд является наиболее эффективным методом для предотвращения финансовых преступлений;

- Наибольшую обеспокоенность в компаниях респондентов вызывают киберпреступность (60%), а также взятничество и коррупция (58%).

 
Риски и угрозы перед комплаенс-подразделениями

Компании из сферы финансовых услуг работают в условиях постоянно меняющихся нормативных требований. Абсолютное большинство респондентов (90%) ожидают увеличения информации, публикуемой регулятивными органами в 2017 году.

В результате исследования были выявлены основные риски, с которыми сталкиваются подразделения, обеспечивающие соблюдение законодательства. 

Наибольшую обеспокоенность в компаниях специалистов по комплаенс вызывают киберпреступность (60%), а также взятничество и коррупция (58%).*

Самыми большими угрозами для своей организации участники исследования назвали невыполнение нормативных требований (56%) и неспособность достижения бизнес-целей (50%). Некоторые участники в качестве угроз также указали неспособность оправдать ожидания клиентов и невольное содействие противоправным деяниям, которые могут привести к ущербу или убыткам (по 26% соответственно).*

Другие респонденты видят опасность в отсутствии необходимых мер для поиска рисков, скрывающихся в базе данных организации, а также в риске групповых исков против компании.

Политики комплаенс в России по обеспечению финансовой безопасности

Согласно участникам опроса, среди наиболее широко используемых политик можно выделить регулирование конфликта интересов (76%), нормативы контроля корпоративного поведения (75%) и политику предотвращения взяточничества и коррупции (72%). Другие политики по комплаенс и рискам включают противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем (70%), и политику получения и дарения подарков (65%).*

Как считают почти две трети респондентов, основная проблема, с которой сталкиваются специалисты по комплаенс в настоящее время, – это необходимость быстро адаптироваться к новым регулятивным нормам. Беспрецедентное расширение законодательных норм и рекордно высокие штрафы за несоблюдение правовых требований не вызывают таких же сильных опасений.

Почти две трети опрошенных (65%) уверены в том, что политика их компании по предотвращению финансовых преступлений действительно сокращает число незаконных действий и транзакций, которые могут нанести значительный ущерб, однако более трети (36%) респондентов заявили, что деятельность их компании в этой сфере не совсем эффективна или не эффективна вообще.

По мнению большинства опрошенных специалистов по комплаенс, такой метод предупреждения финансовых преступлений как комплексная проверка и оценка рисков уже второй год подряд является наиболее эффективным для предотвращения мошенничества внутри и извне компании (44%).

В отношении борьбы с киберпреступностью более 70% считают самым действенным методом технический мониторинг. Что касается борьбы с взяточничеством и коррупцией, одинаково эффективно информирование о подозрительных финансовых операциях и комплексная проверка и оценка рисков (35%).

Относительно финансирования борьбы с терроризмом, мнения респондентов разделились между такими методами как информирование о подозрительных финансовых операциях (32%), комплексная проверка и оценка рисков (21%), технический мониторинг (19%) и тренинги для определения идентичности клиента (система KYC – «Know Your Customer» или «Знай Своего Клиента») (18%).

Затраты на комплаенс

Затраты на квалифицированных сотрудников, разрабатывающих решения в сфере комплаенс, очень высоки. Однако в компаниях растет понимание того, насколько важно обеспечивать эффективную работу специалистов по контролю и управлению рисками.

Большинство респондентов уверены в том, что затраты на комплаенс в 2017 году увеличатся, однако, не сходятся в сферах применения этих затрат. Для 45% опрошенных приоритетной статьей расходов будет технологическое обеспечение компании для нужд комплаенс, а для 43% – усовершенствование процессов комплаенс. Лишь 12% респондентов не ожидают изменений в затратах своих организаций на сферу комплаенс.

Уровень коррупции

Более половины (57%) опрошенных специалистов не наблюдают изменений в коррупционной динамике в своих организациях. Однако практически одна треть респондентов уверена, что уровень коррупции растет (31%), и только десятая часть участников опроса (11%) считает, что уровень снижается.

В качестве причин, препятствующих снижению уровня коррупции, респонденты называют сложности с внедрением инициатив, связанных с противодействием финансовым преступлениям (47%). Второй причиной считают низкий уровень внутреннего контроля в компаниях (36%). Наконец, 16% уверены, что проблема коррупции не решается из-за недостаточной осведомленности сотрудников относительно положений ПОД/ФТ.

Инвестиции в комплаенс и роль технологий

В ответе на вопрос о том, в какие направления для достижения комплаенс целей компании респондентов инвестируют больше всего средств, практически половина (49%) опрошенных отметили инициативы, направленные на развитие технологий; 47% участников указали совершенствование процессов комплаенс, а 45% опрошенных заявили, что компания активно инвестирует в обучение своих сотрудников и их навыки.*

В ближайшие 2 года большинство специалистов (78%) по комплаенс и рискам ожидают значительные усложнения в сфере технологий по обеспечению финансовой безопасности и только 14% считают, что ничего не изменится.

Абсолютное большинство (87%) уверены, что технологические решения компании в области обеспечения финансовой безопасности работают должным образом. Некоторые участники не до конца уверены в том, как работают технологии по обеспечению финансовой безопасности (28%). Четверть опрошенных признается в том, что их компаниям не достает технической поддержки.

Развитие финтеха

Самыми приоритетными направлениями развития финтеха, по мнению респондентов, являются аналитика (37%), обработка платежей (34%) и кибербезопасность (32%). Актуальными финтех-аспектами для компаний по результатам опроса также стали технологии управления активами (24%), цифровая идентификация (23%) и облачные технологии (22%). Наименее всего развиваются страховые технологии, роботизированные консультанты и необанкинг.*

По прогнозам опрошенных специалистов по комплаенс и рискам наиболее активными сегментами финтех-индустрии в ближайший год станут цифровые безналичные платежи (50%), облачные решения (38%) и новые платежные системы (37%). За ними следуют технологии управления активами, новые рыночные платформы и роботизированные консультанты, как считают менее 20% респондентов соответственно.*

* В ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать более чем один ответ.

24 мая, 2017

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам
30.06.2025
Россиян превращают в дропперов особо изощрённым способом
30.06.2025
Банк России сдал нулевой срез по цифровому рублю
30.06.2025
Половина безопасников хочет приостановить развёртывание GenAI
27.06.2025
«Корыстные цели и низкий уровень правовой культуры». Телеком-лицензии — только в чистые руки

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных