.jpg)
В России растет число электронных терминалов, установленных в организациях торговли/услуг (на 15,7%). Об этом сообщает Банк России в ежегодном замере индикаторов финансовой доступности. Также увеличилось количество счетов, открытых физическим лицам (на 5,2%) и юридическим лицам (не являющимся кредитными организациями) и индивидуальным предпринимателям (на 1,1%), которые могут использоваться для проведения платежей.
Развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг является альтернативным вариантом расширения банковских филиалов, цель которого состоит в сокращении издержек компаний и создании более удобных каналов доступа потребителей к финансовым услугам, не зависящих при этом от места жительства или нахождения клиентов. В 2015 году выросла доля взрослого населения, использующего интернет-банкинг или мобильный банкинг для перевода денежных средств (с 19,6% до 23,7%), а также субъектов малого и среднего предпринимательства (с 68% до 74,6%).
В России сеть мобильной связи является одной из самых развитых инфраструктурных систем. Мобильные телефоны используются при проведении платежных операций и в некоторых случаях для идентификации потребителей. Благодаря СМС-уведомлениям потребители могут следить за операциями по своим картам и электронным кошелькам и своевременно предотвращать несанкционированные транзакции. Неудивительно, что доля взрослого населения, использующего мобильное устройство для перевода денежных средств, в 2015 году выросла с 16,8% до 20,7%.
В связи с этим сокращаются точки физического присутствия финансовой инфраструктуры. Так, количество действующих подразделений кредитных организаций сократилось в 2014 году на 4,1%, а в 2015 году – на 11,2%.
Стоит отметить, что, по данным исследования Международного валютного фонда, по итогам 2014 года Россия находится в группе мировых лидеров (опережая в том числе часть стран «Большой семерки» и БРИКС) по количеству действующих подразделений кредитных организаций на 100 тысяч человек взрослого населения от 18 лет и старше.
Несмотря на то, что средства массовой информации все еще транслируют недоверие к финансовым организациям активнее, чем позитивную информацию, общий уровень доверия между участниками финансового рынка растет на фоне проводимой регуляторной политики и законодательных новаций, направленных на обеспечение защиты прав потребителей. Так, доля населения, испытывающего недоверие к банкам, упала с 24,1% до 11%, к микрофинансовым организациям – с 40,4% до 27,6%, к кредитным потребительским кооперативам – с 34,4% до 20,9%, к ломбардам – с 32,6% до 20,5% и к субъектам страхового рынка – с 32,3% до 17,2%.
Одной из причин возникновения недоверия может быть недостаток базовых финансовых знаний и непонимание принципов функционирования тех или иных финансовых инструментов. По итогам 2015 года индикатор финансовых знаний населения находится на уровне 1,86, при том, что целевой показатель для достижения в 2017 году – 2,1. Банк России использует данный показатель для измерения эффективности реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, где одной из приоритетных целей обозначено повышение уровня финансовой грамотности населения.
Развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг является альтернативным вариантом расширения банковских филиалов, цель которого состоит в сокращении издержек компаний и создании более удобных каналов доступа потребителей к финансовым услугам, не зависящих при этом от места жительства или нахождения клиентов. В 2015 году выросла доля взрослого населения, использующего интернет-банкинг или мобильный банкинг для перевода денежных средств (с 19,6% до 23,7%), а также субъектов малого и среднего предпринимательства (с 68% до 74,6%).
В России сеть мобильной связи является одной из самых развитых инфраструктурных систем. Мобильные телефоны используются при проведении платежных операций и в некоторых случаях для идентификации потребителей. Благодаря СМС-уведомлениям потребители могут следить за операциями по своим картам и электронным кошелькам и своевременно предотвращать несанкционированные транзакции. Неудивительно, что доля взрослого населения, использующего мобильное устройство для перевода денежных средств, в 2015 году выросла с 16,8% до 20,7%.
В связи с этим сокращаются точки физического присутствия финансовой инфраструктуры. Так, количество действующих подразделений кредитных организаций сократилось в 2014 году на 4,1%, а в 2015 году – на 11,2%.
Стоит отметить, что, по данным исследования Международного валютного фонда, по итогам 2014 года Россия находится в группе мировых лидеров (опережая в том числе часть стран «Большой семерки» и БРИКС) по количеству действующих подразделений кредитных организаций на 100 тысяч человек взрослого населения от 18 лет и старше.
Несмотря на то, что средства массовой информации все еще транслируют недоверие к финансовым организациям активнее, чем позитивную информацию, общий уровень доверия между участниками финансового рынка растет на фоне проводимой регуляторной политики и законодательных новаций, направленных на обеспечение защиты прав потребителей. Так, доля населения, испытывающего недоверие к банкам, упала с 24,1% до 11%, к микрофинансовым организациям – с 40,4% до 27,6%, к кредитным потребительским кооперативам – с 34,4% до 20,9%, к ломбардам – с 32,6% до 20,5% и к субъектам страхового рынка – с 32,3% до 17,2%.
Одной из причин возникновения недоверия может быть недостаток базовых финансовых знаний и непонимание принципов функционирования тех или иных финансовых инструментов. По итогам 2015 года индикатор финансовых знаний населения находится на уровне 1,86, при том, что целевой показатель для достижения в 2017 году – 2,1. Банк России использует данный показатель для измерения эффективности реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов, где одной из приоритетных целей обозначено повышение уровня финансовой грамотности населения.