
10 февраля прошла встреча главы Минцифры Максута Шадаева и представителей ИТ-компаний: «Яндекса», Wildberries, Ozon, «Мегамаркета», Lamoda, «Авито», «Циана», HeadHunter и других. На ней обсуждались положения рассматриваемого сейчас в Госдуме законопроекта о кибермошенничестве, о чём рассказало издание Forbes.
«Готовьтесь к тому, что через пару лет у всего бизнеса будет встроенный ЕБС», — заявил Шадаев, когда речь зашла о внедрении биометрии. Однако тут же пообещал добиться снижения цен на использование бизнесом самой ЕБС.
В Минцифры настаивают, что предоставление пользователям маркетплейсов и классифайдов возможности использовать биометрию в качестве второго фактора защиты учётных записей пока находится на уровне предложения: «Это необходимо для защиты личных данных и финансов пользователей. Мера поможет предотвратить мошенничество с банковскими картами и заказами. При этом речь не идёт о том, чтобы биометрия в качестве второго фактора защиты аккаунтов стала обязательной для граждан. Это запрещено законом, у россиян всегда должна оставаться альтернатива».
Добровольность применения биометрии в бизнесе подтвердили и в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко. Компании, тем не менее, продолжают выступать против внедрения этого способа идентификации в принципе, так как механика слишком дорога и не решает основную проблему, ведь «большинство обманутых пользователей добровольно отдают свои данные мошенникам».
Например, в Wildberries дали такой комментарий: «Наши пользователи не сталкиваются с массовыми случаями несанкционированного доступа к их аккаунтам. Чаще всего жертвами мошенников покупатели становятся в случаях использования фишинговых схем и методов социальной инженерии».
Опрошенные журналистами эксперты пояснили: за каждый раз, когда пользователь обращается к ЕБС на маркетплейсах, площадка будет платить «Центру биометрических технологий» (оператору ЕБС). И по грубым оценкам, ежегодные совокупные отчисления бизнеса в адрес ЦБТ превысят 15 млрд рублей.