
Минимизация контакта с людьми, отказ от «пластика», рост онлайна и о других трендах платежной системы рассказал первый заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин в своем докладе на XV Международной конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии», организованной Ассоциацией банков России.
Минимизация контакта с людьми и отказ от «пластика»
Первым трендом Александр Ведяхин назвал минимизацию контакта с людьми при совершении покупок и платежей. Пандемия показала, что в современном мире многие рутинные вещи можно делать дистанционно: оплачивать счета, покупать продукты, вещи и одежду, заказывать различные услуги. И людям это нравится.
Отсюда же вытекает тренд на избегание очередей и массовых мероприятий, по словам спикера. И именно поэтому сейчас активно развиваются постаматы, кассы самообслуживания в магазинах, курьерские службы и так далее.
Кроме того к 2025 году представитель Сбербанка прогнозирует почти полный отказ от пластиковых банковских карт. Уже сейчас около 15% клиентов их банка отказались забирать из отделений «пластик», а 10% новых открываемых карт — цифровые.
Смартфон — универсальный инструмент платежа
По словам Александра Ведяхина, это весьма очевидный тренд, который только усилился на фоне пандемии. И действительно, у современного человека почти вся его жизнь помещается в смартфоне, в том числе и банковская карточка. И если посмотреть на предыдущий тренд, то становится ясно, что люди все больше проникаются цифровыми технологиями. К тому же, например, у самого Сбербанка 70% сервисов в цифре.
Cash is dirty
«Деньги — это грязь. Мы часто об этом говорили в фигуральном выражении. Теперь это стало пониманием общей темы, что к деньгам лучше не прикасаться. И весь мир, и мы делаем решения, направленные на это», — отметил Александр Ведяхин.
Покупки онлайн
«Доля интернет-транзакций в безналичных платежах в 2020 году выросла почти вдвое — до 20%. Пики в динамике этой доли приходятся на пики волн пандемии — весенней и осенней стадий. Но если после последнего пика сначала произошло заметное снижение показателя, то теперь он вернулся практически на тот же высокий уровень, что говорит о формировании у людей устойчивой привычки покупать в интернете», — рассказал спикер.
Регулярные платежи тоже идут в онлайн
Еще одним трендом Александр Ведяхин назвал переход все большего числа клиентов в цифровые каналы для совершения регулярных платежей, что привело к росту в этом сегменте у Сбербанка на 5 п. п. в начале 2020 года.
«У нас основной рост по аудитории в Сбербанк Онлайн, и особенно в регулярных платежах онлайн, идет по старшей возрастной группе. Люди старшего возраста поняли, что это реальная угроза [пандемия — ред.], купили телефоны и начали совершать любимые коммунальные платежи в онлайне с помощью мобильного банка. И это стало трендом», — рассказал Александр Ведяхин.
Он также уверен, что рост в этом сегменте продолжится и дальше.
Рост числа безналичных транзакций
«Снова у нас было трехлетнее затишье, когда безналичные операции зафиксировались на уровне 64% примерно. И в 2020 году резкий прыжок на 7 п.п. Уже находясь на таком уровне зрелости, 7 п.п. это очень много. В январе мы достигли очередного пика — 73% безналичных транзакций. И это будет развиваться дальше и потребители не будут возвращаться к прежнему формату оплаты услуг», — уверен Александр Ведяхин.
Плати лицом
Одним из векторов развития новых форматов обслуживания клиентов является также использование биометрии, продолжил представитель Сбербанка. Например, с июля 2020 года Сбер совместно с сетью кафе PRIME проводит пилотный проект, позволяющий совершать оплату заказа по биометрии лица. К настоящему моменту к системе подключено ещё несколько крупных корпоративных клиентов.
«Результаты пилота показывают, что более 70% пользователей сервиса совершили три и более операций с использованием биометрии, что говорит о потенциально высоком спросе на этот сервис. Потребители ожидают этого. И это будет точно трендом года-двух-трех. И это будет абсолютно массовая история. Я думаю, биометрия для оплаты просто войдет везде в течение максимум трех лет», — уверен Александр Ведяхин.
Примерно похожая история с магазинами формата Amazon Go. У Сбера также есть проект с сетью «Азбука Вкуса», где покупатели могут совершать покупки полностью без контакта, без кассы и кассиров. «Я бы не сказал, что это у нас какой-то опыт, который летает у нас как оплата по лицу, но тем не менее там понятно над чем работать и технология, на самом деле, достаточно понятная», — отметил спикер.
Системы идентификации
«Собственно говоря, здесь всячески системы идентификации. Мы говорим про SberID и SberPay. Я знаю, что коллеги делают подобного рода вещи, и у ЕБС есть свой ID. Это то, что сейчас будет. Экосистемные ID сейчас войдут в большую конкуренцию с банковскими ID и будет битва за то, чей ID выберет клиент», — рассказал Александр Ведяхин.
ESG
Представитель Сбербанка также уверен, что ESG уже стало трендом, который будет развиваться и дальше. Эта концепция является огромнейшей экологической, социальной и управленческой повесткой. Кроме того, по словам спикера, ESG будет очень сильно поддерживать направление безналичных платежей, потому что пластик — это углеродный сред.
Phygital
«Phygital — потому что это позволяет тоже уменьшить размер магазина и уменьшить тоже углеродный след», — отметил Александр Ведяхин.
Большие данные и ИИ
По словам спикера, это весьма очевидный тренд, потому что именно на основании больших данных и ИИ все крупные игроки будут понимать, что конкретно предложить конкретному клиенту, кому какое сделать предложение, где надо быть максимально клиентоориентированным и кому и как предлагать лучшие условия.
Конкуренция
«Нужна конкуренция. И то, что сейчас другие экосистемы идут в банковские сферы и в платежный бизнес — это тоже будет интересный тренд в общем-то уже 2021 года. Поэтому такая серьезная и интересная конкуренция будет развиваться на рынке платежей», о — подытожил свое выступление Александр Ведяхин.
BIS Journal – информационный партнёр мероприятия.