«Сбер» назвал тренды платёжной индустрии на ближайшие несколько лет

Минимизация контакта с людьми, отказ от «пластика», рост онлайна и о других трендах платежной системы рассказал первый заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин в своем докладе на XV Международной конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии», организованной Ассоциацией банков России.

 

Минимизация контакта с людьми и отказ от «пластика»

Первым трендом Александр Ведяхин назвал минимизацию контакта с людьми при совершении покупок и платежей. Пандемия показала, что в современном мире многие рутинные вещи можно делать дистанционно: оплачивать счета, покупать продукты, вещи и одежду, заказывать различные услуги. И людям это нравится.

Отсюда же вытекает тренд на избегание очередей и массовых мероприятий, по словам спикера. И именно поэтому сейчас активно развиваются постаматы, кассы самообслуживания в магазинах, курьерские службы и так далее.

Кроме того к 2025 году представитель Сбербанка прогнозирует почти полный отказ от пластиковых банковских карт. Уже сейчас около 15% клиентов их банка отказались забирать из отделений «пластик», а 10% новых открываемых карт — цифровые.

 

Смартфон — универсальный инструмент платежа

По словам Александра Ведяхина, это весьма очевидный тренд, который только усилился на фоне пандемии. И действительно, у современного человека почти вся его жизнь помещается в смартфоне, в том числе и банковская карточка. И если посмотреть на предыдущий тренд, то становится ясно, что люди все больше проникаются цифровыми технологиями. К тому же, например, у самого Сбербанка 70% сервисов в цифре.

 

Cash is dirty

«Деньги — это грязь. Мы часто об этом говорили в фигуральном выражении. Теперь это стало пониманием общей темы, что к деньгам лучше не прикасаться. И весь мир, и мы делаем решения, направленные на это», — отметил Александр Ведяхин.

 

Покупки онлайн

«Доля интернет-транзакций в безналичных платежах в 2020 году выросла почти вдвое — до 20%. Пики в динамике этой доли приходятся на пики волн пандемии — весенней и осенней стадий. Но если после последнего пика сначала произошло заметное снижение показателя, то теперь он вернулся практически на тот же высокий уровень, что говорит о формировании у людей устойчивой привычки покупать в интернете», — рассказал спикер.

 

Регулярные платежи тоже идут в онлайн

Еще одним трендом Александр Ведяхин назвал переход все большего числа клиентов в цифровые каналы для совершения регулярных платежей, что привело к росту в этом сегменте у Сбербанка на 5 п. п. в начале 2020 года. 

«У нас основной рост по аудитории в Сбербанк Онлайн, и особенно в регулярных платежах онлайн, идет по старшей возрастной группе. Люди старшего возраста поняли, что это реальная угроза [пандемия — ред.], купили телефоны и начали совершать любимые коммунальные платежи в онлайне с помощью мобильного банка. И это стало трендом», — рассказал Александр Ведяхин.

Он также уверен, что рост в этом сегменте продолжится и дальше.

 

Рост числа безналичных транзакций

«Снова у нас было трехлетнее затишье, когда безналичные операции зафиксировались на уровне 64% примерно. И в 2020 году резкий прыжок на 7 п.п. Уже находясь на таком уровне зрелости, 7 п.п. это очень много. В январе мы достигли очередного пика — 73% безналичных транзакций. И это будет развиваться дальше и потребители не будут возвращаться к прежнему формату оплаты услуг», — уверен Александр Ведяхин.

 

Плати лицом

Одним из векторов развития новых форматов обслуживания клиентов является также использование биометрии, продолжил представитель Сбербанка. Например, с июля 2020 года Сбер совместно с сетью кафе PRIME проводит пилотный проект, позволяющий совершать оплату заказа по биометрии лица. К настоящему моменту к системе подключено ещё несколько крупных корпоративных клиентов.

«Результаты пилота показывают, что более 70% пользователей сервиса совершили три и более операций с использованием биометрии, что говорит о потенциально высоком спросе на этот сервис. Потребители ожидают этого. И это будет точно трендом года-двух-трех. И это будет абсолютно массовая история. Я думаю, биометрия для оплаты просто войдет везде в течение максимум трех лет», — уверен Александр Ведяхин.

Примерно похожая история с магазинами формата Amazon Go. У Сбера также есть проект с сетью «Азбука Вкуса», где покупатели могут совершать покупки полностью без контакта, без кассы и кассиров. «Я бы не сказал, что это у нас какой-то опыт, который летает у нас как оплата по лицу, но тем не менее там понятно над чем работать и технология, на самом деле, достаточно понятная», — отметил спикер.

 

Системы идентификации

«Собственно говоря, здесь всячески системы идентификации. Мы говорим про SberID и SberPay. Я знаю, что коллеги делают подобного рода вещи, и у ЕБС есть свой ID. Это то, что сейчас будет. Экосистемные ID сейчас войдут в большую конкуренцию с банковскими ID и будет битва за то, чей ID выберет клиент», — рассказал Александр Ведяхин.

 

ESG

Представитель Сбербанка также уверен, что ESG уже стало трендом, который будет развиваться и дальше. Эта концепция является огромнейшей экологической, социальной и управленческой повесткой. Кроме того, по словам спикера, ESG будет очень сильно поддерживать направление безналичных платежей, потому что пластик — это углеродный сред.

 

Phygital

«Phygital — потому что это позволяет тоже уменьшить размер магазина и уменьшить тоже углеродный след», — отметил Александр Ведяхин.

 

Большие данные и ИИ

По словам спикера, это весьма очевидный тренд, потому что именно на основании больших данных и ИИ все крупные игроки будут понимать, что конкретно предложить конкретному клиенту, кому какое сделать предложение, где надо быть максимально клиентоориентированным и кому и как предлагать лучшие условия.

 

Конкуренция

«Нужна конкуренция. И то, что сейчас другие экосистемы идут в банковские сферы и в платежный бизнес — это тоже будет интересный тренд в общем-то уже 2021 года. Поэтому такая серьезная и интересная конкуренция будет развиваться на рынке платежей», о — подытожил свое выступление Александр Ведяхин.

 

BIS Journal – информационный партнёр мероприятия.

16 апреля, 2021

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

16.04.2024
Сайт просит вас отключить блокировщик рекламы? Не спешите
15.04.2024
«Мы начали внедрение искусственного интеллекта с самих себя»
15.04.2024
«Ростелеком»: Рынок должен вложиться в инфраструктуру связи
15.04.2024
Балканские инженеры добавили ярких красок в системы безопасности
15.04.2024
Расходы ИТ-компаний на продвижение в СМИ выросли в полтора раза
15.04.2024
Имейл — небезопасный канал для получения распоряжений на перевод
15.04.2024
В App Store просочилось фейковое ПО «Сбера»
15.04.2024
В России создают базу научных публикаций по ИИ
12.04.2024
Дуров: Умные люди всегда будут предпочитать свободу ограничениям
12.04.2024
Мигрантов обяжут регистрироваться на «Госуслугах» перед покупкой «симок»?

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных