Сейчас перед Россией стоит глобальная задача — укрепление информационного суверенитета. Чтобы наша страна чувствовала себя защищенной, в том числе и в своей цифровой ипостаси, ей нужна собственная полная технологическая линейка: свое «железо», своя навигационная система, своя микроэлектроника, свое ПО и т. д.
Более того, государству важно иметь собственную устойчивую идеологию, и она уже не первый год формируется путем создания условий для импортозамещения и импортонезависимости. Важное звено в этом процессе — развитие полноценной образовательной системы в сфере ИБ.
Несколько лет назад я пришла в сферу образования. Сначала было не очень понятно, как использовать свой большой профессиональный опыт, ведь до этого я работала в крупных зарубежных компаниях и российских корпорациях. Но ещё в аспирантуре МИФИ я сформировала свой авторский учебный курс по кибербезопасности, и мне всегда хотелось к нему вернуться. Я заново исследовала материалы, по которым учатся современные студенты, и поняла: снова много воды, а прикладных занятий, ориентированных на бизнес, — нет. В этом со мной согласились и потенциальные заказчики из индустрии ИБ. И я взялась за создание новых образовательных программ.
Конечно, я не открыла Америку — такой подход к обучению называется практикоориентированным, но дело в том, что внедрить его в современную систему образования очень трудно. И я сразу с этим столкнулась. Для ведения таких программ приглашаются реальные практики — эксперты информационной безопасности, однако найти альтруистов непросто. Часовые ставки в ВУЗах до смешного невысоки, и эксперты предпочитают работать в допобразовании, где ставки гораздо выше. Тем не менее удавалось найти специалистов, заразить их идеей, что мы строим будущее нашей индустрии. Мы с энтузиазмом меняли программу обучения, встраивая в нее серьезные практические курсы. К сожалению, не у всех хватало терпения дойти до финиша — дождаться результата.
К нам поступают абитуриенты после 9-11 классов. Специфика колледжа — в интенсивной программе бизнес-ориентированного обучения. Программы формируют практикующие специалисты, и они же выступают наставниками в диджитал-инкубаторах, где студенты создают IT-продукты на заказ. Выпускники выходят на рынок труда с дипломом государственного образца, международными сертификатами и портфолио проектов.
В общем, колледж продвигает инновационный подход к среднему профессиональному образованию. В чем выражается наша бизнес-ориентированная модель? Очень просто. До 60% преподавателей спецдисциплин у нас — отраслевые специалисты. Такой подход дает молодым людям возможность не только получать практические знания, но и отчетливое понимание: куда двигаться дальше.
И вот в этом замечательном колледже мне предстояло создать работающие программы обучения по специальностям ИБ.
Сначала нужно было собрать команду из опытных отраслевых экспертов. Заведующим кафедрой стал эксперт из индустрии, активно совмещающий основную работу и преподавание. Руководителями бизнес-ролей — действующие безопасники, имеющие солидный вес в профессиональном сообществе. Среди руководителей бизнес-ролей, на минуточку, у нас — директор по ИБ из дочки РЖД и владелец ИБ-компании. Как руководители, они, как никто другой, знают, понимают и формулируют кадровые потребности компаний. И именно они участвовали в создании программы обучения, ориентированной на практический результат.
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных