Современные производители предлагают множество высокотехнологических решений, которые позволяют и жить красиво, и экономить. Многие из них были представлены на прошедшей осенью в Москве выставке HI-TECH building, в рамках которой был продемонстрирован проект модного сегодня «умного дома». Это и разнообразные системы безопасности, и системы автоматизированного учета расходов ресурсов, и всякие умные «примочки», защищающие потребителя от непредвиденных ситуаций.
Например ? автоматически перекрывающие воду в стояке в случае протечки воды. Кстати, по статистике самих производителей, 45% воды у нас в домах теряется именно из-за протечек. То есть уходит в никуда, а платить за неё все равно приходится жителям. Если ещё вспомнить, что по данным Всемирной организации здравоохранения к 2025 году 60% населения Земли будут испытывать трудности с водой, то окончательно становится ясно: никуда нам от «умных технологий» не уйти, за ними будущее. И чем скорее мы к этому придем, тем лучше для всех нас.
С каждым годом подобные выставки становятся все популярнее – количество людей, интересующихся «умной» тематикой, неуклонно растет. Но пока в основном за счёт частных лиц – владельцев коттеджей и прочей дорогой недвижимости. Интерес со стороны структур, занятых в сфере ЖКХ, увы, минимален. Не только высокая стоимость предлагаемых новинок тому виной.
Главная причина – нехватка образованных, широко мыслящих и дальновидных специалистов в этих структурах, людей, которые могут оценить, выбрать и взять на обслуживание современное оборудование. Проблема с кадрами в ЖКХ стоит настолько остро, что ее уже несколько раз обсуждали в Правительстве РФ, изыскивая разные варианты решения: от создания профессиональной системы подготовки кадров до организации городских штабов для студентов при структурах ЖКХ. Но пока это все лишь планы и пилотные проекты, а работаем по-прежнему по старинке.
Можно ли говорить, что россияне пока не готовы к внедрению «умных» технологий в повседневную жизнь? Специалисты в этой области не колеблясь ответят, что да. И, наверно, истоки этого грустного признания надо искать еще в школе, которая даже после проведенной модернизации по сути не изменилась. Новые образовательные стандарты предполагают, что часть занятий для детей в младших классах проходит в интерактивном режиме – с использованием электронной доски и компьютера. В некоторых школах это действительно используется – но не во всех. Детям ужасно нравится, особенно когда оценки выставляет компьютер. Но шагни на несколько классов старше – и там совершенно иная картина.
Да, электронные доски стоят во всех классах, но это, пожалуй, единственное чудо современной техники, на которое, к тому же, многие учителя постоянно ругаются. Да, наша молодежь умеет играть в компьютерные игры с младых ногтей, но это не приближает их к знанию современных компьютерных технологий. Пройти уровень игры они могут, а вот передать фото по блютусу, установить драйверы для принтера, найти в интернете причину неисправности или самостоятельно настроить каналы на ТВ – уже вряд ли.
В прошлом году во всех московских школах внедрили электронные журналы. Замечательная идея, но она не пользуется популярностью ни у родителей, ни у самих учителей. Родители в большинстве своем туда вообще не заглядывают, а учителя воспринимают его ведение как еще одну нагрузку. Потому многие и выставляют оценки не сразу, а часто через неделю-две, когда дети уже и забыли, о чем была контрольная. По идее, электронный дневник должен был облегчить жизнь школьникам: например, здесь всегда можно найти, что задали на дом, если не успел записать.
Но быстро выяснилось, что учителя в режиме он-лайн задание не пишут: ведь тогда будет сразу видно, что класс, например, проходит тему, которая по плану уже далеко позади. Домашнее задание в электронном дневнике – совсем не то, что задали на самом деле. И получается, что для ребят эта новинка абсолютно бессмысленна. А дети так устроены, что интерес к интересной чудо-технике, которая не работает, быстро теряется.
Если дети у нас мало готовы к современным технологиям, то что уж говорить о бабушках-дедушках! Для них даже запись к врачу через интернет – мало посильная задача. К тому же, бабушки – народ практичный. Они быстро обнаружили, что записаться через интернет можно не ко всем врачам, а только к некоторым. Направления к остальным выдает терапевт – вот к нему все и идут, не морочась электронными записями. Бабушкам простительно, а вот всем остальным и хотелось бы быть виртуально продвинутыми, да не всегда получается.
Это весной нас агитировали делать загранпаспорта через интренет: это быстрее, не надо стоять в огромных очередях. Люди подошли к этому серьезно: потратили время и силы, чтобы зарегистрироваться, дождались заветного кода. Но в результате многие, приехав в Федеральную миграционную службу РФ, обнаруживали, что, даже оформив паспорт в интернете… надо стоять в общей очереди. Видимо в тех отделениях ФМС, где сидят продвинутые в компьютерных технологиях руководители, смогли обеспечить действительно быстрое и легкое получение паспорта, а остальные не стали и пытаться. Будут ли люди, поверившие в систему электронной очереди, в следующий раз пытаться что-то оформить через единый сайт государственных услуг? Сомневаюсь.
Не с лучшей стороны показал себя и широко разрекламированный сайт «Мой город». Весной в нашем районе началась реконструкция Рязанского проспекта. Многие были недовольны тем, как она идет, и, конечно, вспомнили про сайт, информация с которого приходит прямиком к мэру. Но вскоре выяснилось, что обращения со словами «реконструкция Рязанского проспект» мэру не уходят, сайт их блокирует. Видимо, кто-то очень не хотел, чтобы Мэр Москвы узнал о том, что происходит на Рязанке. Конечно же, не только доверие жителей к городским властям, но и вера в электронные системы оказалась подорвана.
И, в заключение, об электронных платежах и банковских пластиковых картах. Они всё больше входят в повседневную жизнь каждого. Как социальные карты пенсионеров, студентов и школьников, зарплатные карты работников бюджетной сферы и других организаций, и в виде платёжных терминалов. Эти новшества, безусловно, удобные и полезные, позволяют, вместо посещения офисов банка с длинными очередями, самостоятельно совершать нужные платежи – за ЖКХ и другие услуги. Тем, кто пользуется интернет-банкингом, доступны сервисы учёта своих финансовых расходов, которые помогают рассчитать, на чём можно существенно сэкономить.
Однако и здесь есть два непременных условия. Сначала людей нужно научить пользоваться электронными платёжами, доходчиво разъяснить и наглядно показать их преимущества. И далее, обязательно, следует сообщать пользователям банковских карт правила информационной безопасности, чтобы они не боялись оказаться жертвами мошенников. Для этого нужен государственный «ликбез», социальная реклама, которая объясняла бы, например, что PIN-код банковской карты требуется хранить в тайне, на персональный компьютер, с которого осуществляются интернет-платежи, обязательно установить антивирусное программное обеспечение и регулярно обновлять его. Тогда электронные платежи быстро станут массовым удобным, выгодным и безопасным сервисом.
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных