30 января, 2014

«Умные сервисы» – внедрять по-умному


Теологов Игорь

руководитель муниципального образования («Выхино-Жулебино»)

Защищённые электронные платежи из достояния «продвинутых» должны стать массовой услугой

Недавно в России было создано Министерство по делам ЖКХ. Одной из его основных задач, поставленных Президентом РФ, стало недопущение безудержного роста коммунальных платежей. Уже сегодня многие семьи стонут, что коммуналка забирает огромную часть доходов, а ведь в перспективе – ведение социальных норм. Само собой напрашивается вывод, что всем нам надо учиться эффективно расходовать ресурсы. Помочь в этом могут банковские платёжные интернет-сервисы, которые помогают находить резервы экономии.

 

Современные производители предлагают множество высокотехнологических решений, которые позволяют и жить красиво, и экономить. Многие из них были представлены на прошедшей осенью в Москве выставке HI-TECH building, в рамках которой был продемонстрирован проект модного сегодня «умного дома». Это и разнообразные системы безопасности, и системы автоматизированного учета расходов ресурсов, и всякие умные «примочки», защищающие потребителя от непредвиденных ситуаций.

Например ? автоматически перекрывающие воду в стояке в случае протечки воды. Кстати, по статистике самих производителей, 45% воды у нас в домах теряется именно из-за протечек. То есть уходит в никуда, а платить за неё все равно приходится жителям. Если ещё вспомнить, что по данным Всемирной организации здравоохранения к 2025 году 60% населения Земли будут испытывать трудности с водой, то окончательно становится ясно: никуда нам от «умных технологий» не уйти, за ними будущее. И чем скорее мы к этому придем, тем лучше для всех нас.

С каждым годом подобные выставки становятся все популярнее – количество людей, интересующихся «умной» тематикой, неуклонно растет. Но пока в основном за счёт частных лиц – владельцев коттеджей и прочей дорогой недвижимости. Интерес со стороны структур, занятых в сфере ЖКХ, увы, минимален. Не только высокая стоимость предлагаемых новинок тому виной.

Главная причина – нехватка образованных, широко мыслящих и дальновидных специалистов в этих структурах, людей, которые могут оценить, выбрать и взять на обслуживание современное оборудование. Проблема с кадрами в ЖКХ стоит настолько остро, что ее уже несколько раз обсуждали в Правительстве РФ, изыскивая разные варианты решения: от создания профессиональной системы подготовки кадров до организации городских штабов для студентов при структурах ЖКХ. Но пока это все лишь планы и пилотные проекты, а работаем по-прежнему по старинке.

Можно ли говорить, что россияне пока не готовы к внедрению «умных» технологий в повседневную жизнь? Специалисты в этой области не колеблясь ответят, что да. И, наверно, истоки этого грустного признания надо искать еще в школе, которая даже после проведенной модернизации по сути не изменилась. Новые образовательные стандарты предполагают, что часть занятий для детей в младших классах проходит в интерактивном режиме – с использованием электронной доски и компьютера. В некоторых школах это действительно используется – но не во всех. Детям ужасно нравится, особенно когда оценки выставляет компьютер. Но шагни на несколько классов старше – и там совершенно иная картина.

Да, электронные доски стоят во всех классах, но это, пожалуй, единственное чудо современной техники, на которое, к тому же, многие учителя постоянно ругаются. Да, наша молодежь умеет играть в компьютерные игры с младых ногтей, но это не приближает их к знанию современных компьютерных технологий. Пройти уровень игры они могут, а вот передать фото по блютусу, установить драйверы для принтера, найти в интернете причину неисправности или самостоятельно настроить каналы на ТВ – уже вряд ли.

В прошлом году во всех московских школах внедрили электронные журналы. Замечательная идея, но она не пользуется популярностью ни у родителей, ни у самих учителей. Родители в большинстве своем туда вообще не заглядывают, а учителя воспринимают его ведение как еще одну нагрузку. Потому многие и выставляют оценки не сразу, а часто через неделю-две, когда дети уже и забыли, о чем была контрольная. По идее, электронный дневник должен был облегчить жизнь школьникам: например, здесь всегда можно найти, что задали на дом, если не успел записать.

Но быстро выяснилось, что учителя в режиме он-лайн задание не пишут: ведь тогда будет сразу видно, что класс, например, проходит тему, которая по плану уже далеко позади. Домашнее задание в электронном дневнике – совсем не то, что задали на самом деле. И получается, что для ребят эта новинка абсолютно бессмысленна. А дети так устроены, что интерес к интересной чудо-технике, которая не работает, быстро теряется.

Если дети у нас мало готовы к современным технологиям, то что уж говорить о бабушках-дедушках! Для них даже запись к врачу через интернет – мало посильная задача. К тому же, бабушки – народ практичный. Они быстро обнаружили, что записаться через интернет можно не ко всем врачам, а только к некоторым. Направления к остальным выдает терапевт – вот к нему все и идут, не морочась электронными записями. Бабушкам простительно, а вот всем остальным и хотелось бы быть виртуально продвинутыми, да не всегда получается.

Это весной нас агитировали делать загранпаспорта через интренет: это быстрее, не надо стоять в огромных очередях. Люди подошли к этому серьезно: потратили время и силы, чтобы зарегистрироваться, дождались заветного кода. Но в результате многие, приехав в Федеральную миграционную службу РФ, обнаруживали, что, даже оформив паспорт в интернете… надо стоять в общей очереди. Видимо в тех отделениях ФМС, где сидят продвинутые в компьютерных технологиях руководители, смогли обеспечить действительно быстрое и легкое получение паспорта, а остальные не стали и пытаться. Будут ли люди, поверившие в систему электронной очереди, в следующий раз пытаться что-то оформить через единый сайт государственных услуг? Сомневаюсь.

Не с лучшей стороны показал себя и широко разрекламированный сайт «Мой город». Весной в нашем районе началась реконструкция Рязанского проспекта. Многие были недовольны тем, как она идет, и, конечно, вспомнили про сайт, информация с которого приходит прямиком к мэру. Но вскоре выяснилось, что обращения со словами «реконструкция Рязанского проспект» мэру не уходят, сайт их блокирует. Видимо, кто-то очень не хотел, чтобы Мэр Москвы узнал о том, что происходит на Рязанке. Конечно же, не только доверие жителей к городским властям, но и вера в электронные системы оказалась подорвана.

И, в заключение, об электронных платежах и банковских пластиковых картах. Они всё больше входят в повседневную жизнь каждого. Как социальные карты пенсионеров, студентов и школьников, зарплатные карты работников бюджетной сферы и других организаций, и в виде платёжных терминалов. Эти новшества, безусловно, удобные и полезные, позволяют, вместо посещения офисов банка с длинными очередями, самостоятельно совершать нужные платежи – за ЖКХ и другие услуги. Тем, кто пользуется интернет-банкингом, доступны сервисы учёта своих финансовых расходов, которые помогают рассчитать, на чём можно существенно сэкономить.

Однако и здесь есть два непременных условия. Сначала людей нужно научить пользоваться электронными платёжами, доходчиво разъяснить и наглядно показать их преимущества. И далее, обязательно, следует сообщать пользователям банковских карт правила информационной безопасности, чтобы они не боялись оказаться жертвами мошенников. Для этого нужен государственный «ликбез», социальная реклама, которая объясняла бы, например, что PIN-код банковской карты требуется хранить в тайне, на персональный компьютер, с которого осуществляются интернет-платежи, обязательно установить антивирусное программное обеспечение и регулярно обновлять его. Тогда электронные платежи быстро станут массовым удобным, выгодным и безопасным сервисом.

С одной стороны власти активно продвигают концепцию «умного города», обещают ввести множество интересных и полезных «примочек», которые действительно сделают жизнь в мегаполисе более комфортной, а с другой – настраивают москвичей на негативное отношение к этим новшествам. И пока так будет продолжаться, вряд ли интерес к внедрению современных «умных» технологий охватит широкие слои населения. Даже если нам пообещают 20, 50, 80% экономии и райскую комфортную жизнь – никто в это просто не поверит. Кроме владельцев дорогой недвижимости – те всегда идут в ногу с прогрессом.

 

Смотрите также

Подпишись на новости!
Подписаться