BIS Journal №4(43)/2021

22 декабря, 2021

Эти разные-разные лица

Сейчас одной из самых избитых, но так и не раскрытых тем является импортозамещение. Почему-то мы как-то с недоверием говорим про НАШИ продукты. Типа ну, разве наши могут делать что-то НАСТОЯЩЕЕ. Работа в информационной безопасности заставляет нас следить за продуктами разных компаний: и зарубежных, и отечественных. Оценивать эти продукты, сравнивать, размышлять над рейтингами…

Но ведь и там, и здесь продукты делают люди, такие же, как мы с вами. А что мы о них знаем, о тех, кто создаёт эти невероятные продукты – продукты информационной безопасности. Мы чаще знакомы с сейлами, продакт-менеджерами, коммерческими директорами, просто директорами.  Но они нам продают продукты, а кто их создаёт?

Попытался поговорить об этом с сотрудниками самых разных компаний. Не всегда получалось – а тебе зачем? Но всё равно появились истории, которые в конечном счёте могут повлиять и на выбор решения или компании в пользу НАШИХ.

Например, в течение многих лет я имел опыт работы с самыми передовыми решениями в области борьбы с фродом. И не так давно очередной опыт обернулся открытием. Про компанию-открытие я попросил рассказать сотрудницу этой компании. Кто они – разработчики?

А вот друзья-основатели другой НАШЕЙ компании постоянно заряжают меня энергией и новыми идеями. Они своим позитивом и профессионализмом вполне могут стать достойным примером начинающим разработчикам.

Итак, сегодня наши герои – компании-разработчики.

 

«Фаззи Лоджик Лабс»: «Удалось спасти больше 100 млрд рублей»

ОТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДО КОМПАНИИ

Создание антифрод-системы Smart Fraud Detection начиналось с разработки математических моделей в 2012 году, когда на базе российской компании коллектив разработки получил запрос из банка на фрод-мониторинг карточного канала обслуживания клиентов. В дальнейшем поток транзакций в этом банке сильно вырос и потребовалось уже новое технологическое решение — обработка удалённых каналов обслуживания клиентов: интернет и мобильный банкинг. После проектов внедрения стало ясно, что для нового продукта нужна отдельная компания. Так появилась «Фаззи Лоджик Лабс».

Название выбрано неслучайно. В переводе с английского fuzzy logic — это раздел математики «Нечёткая логика». В методах обнаружения кибермошенничества компания делает акцент на алгоритмы машинного обучения и выявление сложных закономерностей.

 

ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ

Первые крупные заказы приходили первоначально в отдел разработки. Один из вендоров ПО по информационной безопасности запросил реализовать компонент функционального взаимодействия с его продуктом. Задача состояла в доработке математической модели для большого количества событий (до миллиарда) и подготовке первичных данных для максимально быстрой обработки без потери точности. Разработанная в «Фаззи Лоджик Лабс» математическая модель позволяла быстро обрабатывать и добавлять любое количество дополнительных параметров по профилированию пользователей с обновлением системы практически в режиме реального времени.

 

О РАБОТЕ И НЕ ТОЛЬКО

Сейчас коллектив Фаззи Лоджик Лабс составляет 50 сотрудников, часть из них работает с самого начала. Сейчас компания планирует активно увеличивать штат и повышать квалификацию уже работающих специалистов.

Сергей Парфёнов, технический директор: «Безусловно, большую часть занимает работа… Если выдаётся свободное время, предпочитаю проводить его с семьёй, с детьми: прогулки, велосипедные марши, поездки… Особое место в жизни — рыбалка. Выезжаю на несколько дней, что позволяет оторваться от городской суеты, погрузиться в другой — дикий — мир и полностью перезагрузиться.

Михаил Дудалев, начальник отдела анализа данных: «Я семь лет прожил в Австралии, где работал с машинным обучением в алготрейдинге и других направлениях для австралийских банков. Сейчас пытаюсь доучить китайский, а вот с путешествиями в прошлом году пришлось притормозить...»

Тагир Кудашев, начальник отдела внедрения и сопровождения ПО: «Люблю катание на сноуборде, велосипеде, электросамокате, а также... локальные IT-эксперименты: на выходных люблю внедрять релизы (шутка). Последние два года много свободного времени тратится на воспитание трёх дочек, две из которых двойняшки».

 

ПОДДЕРЖКА 24/7

Функция антифрод-систем — выявлять и предотвращать мошенничество. Однако важно, чтобы система была разработана с учётом специфики банковского бизнеса, легко интегрировалась с IT-инфраструктурой банка, была кросс-канальной.

С развитием функциональности системы процессы техподдержки в «Фаззи Лоджик Лабс» менялись, оптимизировались. Новые тренды кибератак требуют новых инструментов борьбы с ними. Сейчас система Smart Fraud Detection — это зрелый продукт, апробированный на больших данных российских банков. После внедрённых проектов компания «Фаззи Лоджик Лабс» предоставляет техническую поддержку 24/7 с оперативным устранением ошибок и анализом логов приложений.

Тагир Кудашев: «Вопросы по техподдержке возникают и в час ночи, и в 4 утра… Это были запросы по конкретным клиентам, по сработавшим или несработавшим правилам, по моделям оценки риска и многие другие. Мысль о том, что мы сами строим компанию и отвечаем за её результат, определяет отношение к работе. К тому же в компании всегда можно было работать удалённо ещё до пандемии, а кто хотел, по желанию, ездили в офис…»

Раз в полгода для компаний-заказчиков выходит бесплатный релиз с новыми разработками в функциональности системы и защитой от новых типов мошеннических атак.

Михаил Дудалев: «Одним из источников для обновлений системы служат инциденты из банков. Это похоже на игру в кошки-мышки: задача — обнаружить фрод и поймать злоумышленника, когда это даже на аномалию не похоже. Поэтому мы не только работаем по запросам, но и отслеживаем гипотетический фрод и открытые новые уязвимости по разным источникам».

 

ЗАЩИТА КЛИЕНТОВ

Диджитализация последних лет и пандемия коронавируса существенно изменили многое: то, как люди стали покупать и платить, то, как многие индустрии стали работать, 2020 год можно назвать годом электронной коммерции. Доля фрода и мошеннических операций в России — одна из самых низких в мире, высока доля платежей, которые проходят по самым современным стандартам шифрования и безопасности.

Сергей Парфёнов: «Для нас, в компании "Фаззи Лоджик Лабс", защита репутации и спасение денежных средств клиентов — это основные задачи, с которыми мы имеем дело. В общей сложности удалось спасти от внутреннего и внешнего фрода более 100 млрд рублей финансовых средств клиентов» (данные по предотвращению хищения денежных средств, Сбер, период 31/12/2018–31/12/2020, из открытых источников).

 

***

 

Web Control: «Найдите дело по душе, и вам не придётся работать ни дня!»

Название любой компании вызывает у нас чёткую ассоциацию – бренд, решения, история успеха и медийное лицо. Мы к этому привыкаем и уже редко задумываемся: а кто за всем этим стоит? Кто эти конкретные люди, которые создают компанию, её историю и её успех, вкладывая свои силы и время?

В начале любого пути должны быть основатели, идейные вдохновители, заряженные идеей и мечтой и ведущие за собой других. Такими идеологами в компании Web Control являются Андрей Акинин и Сергей Петров. Два друга, оставшиеся верными студенческой дружбе и спустя 15 лет после окончания Бауманки почувствовавшие в себе силы начать собственное дело, образовали уникальный сплав компетенций удачливого первооткрывателя-визионера и талантливого менеджера-предпринимателя. Основная идея предприятия – «не работаем с тем, что не работает». С самого начала друзья выбрали редкую тогда модель дистрибьютора с добавленной ценностью, хорошо подходившую для работы с высокотехнологичными передовыми решениями. Миссия компании – делать мир лучше, создавать новые ценности, работать с продуктами, которые интересны сегодня, будут нужны завтра и без которых не обойтись в будущем.

До этого момента Андрей успел поработать в создании и дистрибуции ПО, телекоме, компании-интеграторе, участвовал в реализации крупных проектов и создании новых бизнесов. Накопив опыт и знания, он решил, образно говоря, сменить службу старпома на крейсере на фуражку капитана своей шхуны и отправиться в собственное плавание к новым открытиям и горизонтам. Постоянное стремление к новому и неизведанному движет им до сих пор, не давая останавливаться на достигнутом.

Верным соратником в этом деле стал ему Сергей Петров, который уже не один год бороздил рынок самостоятельно, был предпринимателем и знал все подводные камни в этих водах. Опыт ведения собственного бизнеса, понимание всех его тонкостей, а также внимание Сергея к деталям и сейчас обеспечивает плавучесть и стабильность судна под названием Web Control.

Создавая бизнес, Андрей и Сергей руководствовались принципами артели, добровольного объединения людей для совместной деятельности, и искали в свою команду таких же единомышленников-новаторов, как и они сами. Труд должен создавать новую ценность и приносить удовольствие — вот один из их принципов. Только кросс-функциональная самоорганизующаяся команда способна решать любые задачи в изменяющемся мире. Только мотивированные профессионалы способны к инновациям и развитию. И это базовые принципы артели, только сформулированные в терминах Business Agility. Хочешь пробовать новое – приходи к нам, мы тебе обеспечим фронт работ, поможем и поддержим, справедливо разделим результат– таков девиз у руководства. Неудивительно, что костяк коллектива – это выходцы из Бауманки, неудивительно, что в компании люди «приживаются» и остаются надолго. И это действительно работает, в чём также кроется залог успеха компании.

Будучи открытыми к инновациям в бизнесе, Андрей и Сергей и в личной жизни – страстные увлечённые люди, которые любят путешествовать и ищут новые впечатления, хотя и делают это по-разному. Как большой интеллектуал и глубокий знаток истории, Сергей предпочитает посещение исторических мест, морские круизы, знакомство с новыми странами, будь то Исландия, Гренландия или Испания…

Стиль Андрея – открытие нового и неизведанного, поэтому самый лучший отдых для него – рюкзак, палатка и высокие горы в компании близких друзей. Здесь он черпает энергию, заряжается новой силой. И обязательно созидание, именно своими руками и каждый раз в новой сфере, будь то печь, дом или автомобиль.

Неудивительно, что часть сотрудников разделяют их увлечения, отправляясь вместе с ними в то или иное путешествие.

В июне компании Web Control исполняется 13 лет. За это время она стала перспективной и узнаваемой командой, но капитанами бизнеса были и остаются Андрей Акинин и Сергей Петров. Они по-прежнему не довольствуются достигнутым, ставят новые амбициозные цели и ведут свой корабль к новым землям. И это не столько про бизнес, сколько про жизнь, потому что компания и есть часть их жизни.

Смотрите также