«Удалёнка» как кейс. Про кусочек ветчины даже в самом большом свинстве

BIS Journal №3(38)/2020

14 августа, 2020

«Удалёнка» как кейс. Про кусочек ветчины даже в самом большом свинстве

Вот уже почти три месяца мы живём в «новой» реальности. Кто в одиночестве сидит в офисе и пытается работать шестнадцатью руками. Кто удаленно борется с сетью/связью и работает работу, как получается. Кто сидит в изоляции и ждёт не дождётся хоть какой-нибудь работы.

В общем, жизнь течёт. Вирус продолжает нас пугать своей стабильностью, но жизнь всё-таки продолжается.

Ситуация подкинула много разных новых проблем с массовым удалённым доступом – «удалёнкой». Простое перечисление составит добрую статью – переход многих сотрудников на личные устройства, про безопасность которых можно только гадать, коллективное использование их разными пользователями – мужья, жёны, дети, каждый со своим набором приложений, а главное, конфликт использования – «кто сейчас»; массовое использование «тёмных» мессенджеров для делового общения, массовое использование непроверенных и недоверенных средств аудио/видео общения, резкий всплеск мошенничества-социнженерии, всплеск атак по удалённым каналам…

Стало хорошим тоном говорить и писать о цифровизации, новых технологиях, которые спасут мир, а я, глядя на всё это, вспоминаю про бардак и автоматизацию и всё больше и больше убеждаюсь в старой истине – сначала нужен порядок, а потом уже автоматизация. О чём это я? Давайте попробуем оценить объективно (как у кого получится): чему нас учит/научил/не научил этот так называемый кейс.

В одночасье в совершенно невоенной обстановке нас как-то вынесло к проблеме, что на рабочих местах нас должно меньше быть, а бизнес при этом во всех своих проявлениях должен продолжать функционировать. Первое очевидное движение – максимально всех на «удалёнку». И что тут началось. Не хватает… Не хватает… Не хватает… забыли…не знали… не думали…а я думал по-другому… а где это написано?... я за это не отвечаю… Знакомая картина? Потом всё как-то устаканилось и вроде бы стало даже хорошо.

Я не хочу рассуждать о том, что, может, кто-то и вовсе с «удалёнки» не вернётся, что надо в принципе пересматривать подход к организации деятельности – сейчас это популярный тренд (хайп?). Поговорим о классике. Поговорим о бумажной составляющей и информационной безопасности тоже.

Point 1. Мы не всегда точно и исчерпывающе знаем своё место в общей структуре бизнеса. И здесь собственно ИБшники в лучшем положении, чем многие другие – они постоянно доказывают, что они нужны.

Point 2. Часто, что делать в стрессовой ситуации, мы узнаём как-то мимоходом, по ситуации.

Вернёмся к анализу причин такого результата.

 

Анализ выполнения всех основных и вспомогательных бизнес-процессов на основе результатов анализа определение функциональных ролей, их потенциальной загрузки, возможности совмещения отдельных ролей между собой, выделения групп ролей, запрещённых к совмещению с другими ролями. В результате возможна даже корректировка оргштатной структуры для оптимального распределения функциональных ролей между фактическими исполнителями.

Этот шаг обычно выполняют при подготовке внедрения системы управления правами пользователей. Типичной ошибкой/недоработкой этого этапа обычно бывает игнорирование/забывание вспомогательных и обеспечивающих функций/ролей, без которых немыслима работа «основных».

Удалённая работа показала, что во многих организациях, не только банковских, этот этап выполнен несколько формально, в результате чего остались части бизнес-процессов или обеспечивающих без исполнителей либо, наоборот, возникло дублирование одних и тех же функций в разных подразделениях. Особенно это явно заметно на стыках процессов ИТ и ИБ (настройка сети, её сегментирование, работа антивирусных средств, настройка и сопровождение МСЭ и подобных мест). Пока мы все рядом, эти нестыковки решаются сами собой при личном контакте, при удалённом взаимодействии так получается не всегда.

Следующий важный момент – наделение каждой функциональной роли необходимыми, но не излишними правами. Здесь очень важна строгая формализация этого процесса. При удалённой работе очень часто возникают ситуации срочной подмены или что-то похожее (заболел, нет связи, нет электричества, нет возможности восстановить технические средства и т. д.), и без формализации быстро сделать подмену очень непросто, в результате может пострадать основной бизнес-процесс.

К этим шагам вплотную примыкают вопросы документирования процессов, выполнения операций и отдельных действий, лёгкости восприятия этих документов, их читабельности и доступности. Только при правильном документировании процессов мы всегда, даже в самой стрессовой ситуации,сможем обеспечить своевременную замену/подмену участников процессов.

К таким процессам, безусловно, относятся два сильно привязанных к коронавирусу – предоставление удалённого доступа и перевод деятельности на резервные площадки. Недавний процесс перехода на «удалёнку» ясно показал, что там, где эти процессы были по шагам прописаны и отрепетированы, переход состоялся чётко и организованно, в минимальные сроки, где этого не было сделано заранее, там «бестолковость» долго не давала нормально начать работать по-новому.

Всё, о чём я написал выше, очевидные вещи, но самое неблагодарное – это доказывать очевидное. Пусть противники «бумажных» технологий продолжают поливать позором и нехорошими словами бумажные документы, но именно они до сих пор являются основой воспроизводимости и одинаковости выполнения процессов. Конечно, техническую безопасность никто не отменял, проверку уязвимостей - тем более, но в критических условиях надо понимать, что происходит, кто что делает, и уметь контролировать все эти действия.

Тут я услышал фразу, что хорошо прописанный и, главное, отрепетированный План Б становится просто одним из разделов Плана А.

Интересно, что правильно проведённая работа по выделению функций, ролей и формированию системы управления правами доступа имеет массу положительных побочных эффектов. Бизнес, оргштатная структура, система внутренних взаимоотношений, как горизонтальных, так и вертикальных связей становятся прозрачными, а значит, более эффективными и управляемыми становятся процессы, что в итоге снижает накладные расходы бизнеса.

Вторым следствием такой работы становится облегчение процесса автоматизации управления персоналом и правами доступа персонала, а значит, облегчает жизнь подразделениям информатизации.

К сожалению, это тот случай, когда надо было готовиться заранее. Теперь этот опыт можно применить только в будущем.

Какие уроки ещё можно извлечь из последних трёх месяцев?

Для меня и многих моих коллег ещё раз подтвердился тезис – не надо защищать информацию саму по себе, это бессмысленно, надо защищать БИЗНЕС и информацию как неотъемлемую часть его. Надо защищать доступность/непрерывность сервисов, поддерживать приемлемое качество услуг, при этом безопасность должна стать органической частью качества.

 

Итог:

Друзья мои! Детально изучайте и документируйте свою деятельность. Тренируйтесь работать даже при самых невероятных предпосылках, повышайте свою стрессоустойчивость, находите кусочек ветчины даже в самом большом свинстве.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
07.11.2025
Идентификация — главный источник риска для облачных сервисов?
07.11.2025
Как отправить нейросеть на пенсию, не разозлив её — рецепт Anthropic
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных