Цифровой трансформации российского бизнеса мешает нехватка компетенций и сопротивление изменениям

Согласно результатам исследования, проведённого компанией KMDA при поддержке Microsoft, ключевыми препятствиями для цифровой трансформации российских компаний стали нехватка компетенций (53%) и сопротивление изменениям (45%). В рамках него были опрошены более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

 

Статус цифровой трансформации в России

Исследование показало, что за последние 2 года тема цифровой трансформации стала стратегической повесткой большинства компаний в России. Но что понимается под этим термином? По словам руководителя направления pre-sale компании ARinteg Алексея Курских, цифровая трансформация — это изменения в бизнес-процессах компании, организации, призванные увеличить эффективность бизнеса посредством введения последних тенденций в области компьютерных и цифровых технологий. «Цифровая трансформация — это не конкретная цель, какая-то конечная точка, это скорее некий процесс, который идёт довольно давно и ещё очень долгое время, предположительно, бесконечно, будет продолжаться», — добавил он.

Опрос этого года выявил, что на 19% больше компаний, чем в 2018 году, встали на путь цифровой трансформации и перешли от изучения возможностей к практическим шагам. 49% опрошенных компаний подходят к вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках специально разработанной стратегии. При этом 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым фактором для развития в условиях современных вызовов. Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки. Срок окупаемости инвестиций зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет. В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всей массы заложенных в неё проектных инициатив.

Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, финансовый сектор и телеком. Отрасли, которые показали рывок в развитии за последние 2 года: нефть и газ, ретейл, госуслуги, ЖКХ. Наименее цифровизированными, по мнению респондентов, остаются компании агропромышленного сектора, автобизнеса и индустрии развлечений.

«Цифровая трансформация резко ускорилась – то, что раньше могло занять несколько лет, во многих организациях было реализовано за два месяца. И это, безусловно, очень непростая задача. Российские компании традиционно демонстрируют очень высокий уровень цифровых компетенций и готовности к внедрению инновационных решений. В частности, это касается искусственного интеллекта – комплекса технологий, которые, по нашему мнению, играют важную роль в цифровой трансформации предприятий», – отметила директор департамента по работе с крупными организациями и партнёрами Microsoft в России Анна Кулашова.

 

Приоритеты цифровой трансформации

Согласно исследованию, приоритетными направлениями трансформации для российских компаний являются цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных и управление клиентским опытом. Недооцененными остаются более «сложные» направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании – развитие человеческого капитала и компетенций (цифровая культура) и создание собственных новых продуктов (R&D).

В целом российские компании существенно подняли уровень зрелости по использованию данных и применяют их для решения более сложных задач. Всё больше компаний используют данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности.

«Наше новое исследование демонстрирует положительную динамику цифровой трансформации в России по сравнению с результатами 2018 года. Уже 80% опрошенных компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. Это свидетельствует о формировании цифровой культуры в среде российского бизнеса и росте цифровой зрелости большего количества крупных организаций и холдингов по сравнению с 2018 годом. Для качественного и долгосрочного результата российским компаниям необходимо уделять внимание формированию комплексных бизнес-стратегий, включающих не только внедрение цифровых технологий, но и развитие новых компетенций и цифровой культуры самой организации», – отметил генеральный директор KMDA Владимир Рыжков.

 

Препятствия на пути цифровой трансформации

Исследование также показало, что ключевыми препятствиями для цифровой трансформации являются нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно. Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%). Согласно опросу HR-директоров, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний.

«В процессах цифровой трансформации очень остро ощущается нехватка людей. В исследовании KMDA перечислены восемь принципов, которые отличают лидеров цифровой трансформации. Среди них есть «Внедрены принципы культуры и ведётся постоянное развитие компетенций сотрудников». Есть идеи, есть прекрасные инструменты и решения, есть технологии, самое главное — есть запрос бизнеса на изменения, но действительно не очень много людей, которые готовы эти решения адаптировать и использовать. Это новая, неизведанная территория, и понятно, что не все готовы туда отправиться», — отметил менеджер по развитию «Перспективный мониторинг» Сергей Нейгер.

Вместе с тем в половине российских компаний нет единого органа управления цифровой трансформацией и ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий «навязывания сверху» стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах.

 

Риски и негативные стороны цифровой трансформации

Помимо риска совершить ошибочные действия, не стоит забывать про информационные риски, связанные с цифровой трансформацией. «Кроме воплощения планов в жизнь по введению новой «цифры» в бизнес-логику компании для повышения её эффективности, роста компании и увеличения прибыли, не стоит забывать об информационной безопасности и соблюдении законов РФ в области защиты информации и требований регулирующих органов. В результате такой забывчивости убытки могут перевесить достоинства очередных нововведений. Например, отпустили часть сотрудников на «удалёнку», экономим массу денег. А в результате персональные данные обрабатываются совершенно ненадлежащим образом, что может привести к значительным претензиям со стороны Роскомнадзора и, следовательно, некому финансовому убытку компании. А если кто-то, пользуясь отсутствием контроля или плохой организации ИБ, ещё и сольёт базу данных, то и репутационным рискам. Но это частный случай, в целом, конечно, может быть серьёзнее», — сказал Алексей Курских, отвечая на вопрос про негативные стороны цифровой трансформации для компаний.

Тему ИБ при трансформации затронул и Сергей Нейгер, отметив, что для организаций, которые пошли по пути цифровой трансформации, данные сами по себе являются ценностью. «Структурированные, неструктурированные, о клиентах, о производстве, о сотрудниках, о ресурсах — всё когда-нибудь да пригодится, всё можно использовать. И основное опасение тут связано с тем, что о безопасности данных часто думают по остаточному принципу — «ну когда-нибудь про это подумаем». Другое дело, что злоумышленники подумают об этих данных уже сейчас. Если мы посмотрим на лидеров — ИТ и разработка ПО, Банки и финансы, Госуслуги, Телеком, ЖКХ, Страхование — то у них в целом всё более-менее хорошо. В остальных отраслях похуже. И им тем более надо уделять внимание безопасности и в особенности — формированию ИБ-культуры и повышению осведомлённости, потому что атаки с применением методов социальной инженерии убийственно эффективны», — добавил он.

Директор Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Андрей Янкин также отметил, что цифровая трансформация всегда несёт в себе ИБ-риски. Например, при технологии повышения мобильности персонала. Многие компании распробовали их за время карантина, поняли, что дистанционный формат работы может быть продуктивнее офисного, и уже не собираются от этого отказываться. При внедрении цифровых рабочих мест необходимо понимать, что каждый их компонент, будь то техника, каналы связи, инфраструктура, информационные системы или удалённые пользователи, порождает ИБ-риски. 

«И люди, на мой взгляд, здесь будут главным объектом атаки, потому что большинство взломов начинаются с социальной инженерии. О каких рисках идёт речь? Для начала это хищение и утечка информации, которые могут произойти, например, в результате злонамеренных действий сотрудников, небезопасной публикации приложений в интернет, при передаче данных по открытым каналам связи или же при работе пользователей с недоверенных устройств. Кроме того, при построении систем мобильности значительно расширяется периметр ИТ-инфраструктуры, что приводит к увеличению поверхности атаки и повышению риска взлома», — пояснил Андрей Янкин.

За время карантина мы наблюдали немало банальных взломов и случаев шифрования серверов, которые происходили по одной простой причине: компаниям приходилось публиковать устаревшие сервисы, чтобы быстро организовать доступ к ним и обеспечить непрерывность бизнес-процессов.

Наконец, ещё один риск касается компаний, которые ранее не работали в онлайне. Они зачастую забывают, что злоумышленники, а возможно, и конкуренты могут «уронить» их сервисы удалённого доступа на несколько часов, организовав серию DDoS-атак. «Все перечисленные риски нужно учитывать, и чем раньше, тем меньше будет цена устранения их последствий», — заключил Андрей Янкин.

16 июля, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
01.07.2025
«Лидеры рынка уже не ограничиваются точечными инструментами»
01.07.2025
К давлению на Apple подключилась даже нейтральная Швейцария
01.07.2025
АНБ и CISA хотят снизить уязвимость ПО с помощью TRACTORа
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных