91% производственных предприятий в России используют устаревающую бизнес-модель

Но 87% планируют изменения в ближайшие 3-5 лет.

Компания Strategy Partners (крупнейший российский стратегический консультант) при поддержке оргкомитета международной промышленной выставки «Иннопром» провела федеральное исследование «Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации» и обнародовала результаты по производственным компаниям. Цель проекта – определить текущий уровень готовности компаний к трансформации бизнес-моделей, продуктов и процессов на базе современных цифровых технологий и выявить основные барьеры на пути к цифровизации.

В ходе пилотного опроса было опрошено более 100 российских компаний, включая крупнейшие предприятия. Опрос продемонстрировал высокий интерес руководителей компаний к использованию цифровых технологий: большинство отмечают важность цифровой трансформации, примерно у четверти участников опроса имеется соответствующая стратегия. О намерениях в ближайшие 3-5 лет использовать цифровые технологии для совершенствования производственных процессов заявляет 78% опрошенных, предлагать новые цифровые продукты и услуги собираются 35%. Однако результаты исследования говорят о том, что готовность большинства компаний к цифровой трансформации пока низкая, и позволяют сформулировать три ключевых вызова.

Во-первых, компании находятся на ранней стадии цифровой трансформации и в основном ориентированы на операционные аспекты. В более 90% опрошенных компаний текущая бизнес-модель основана на продаже физического объекта. И хотя 87% топ-менеджеров, к компетенциям и профессиональным интересам которых относится стратегическое планирование, отмечают важность изменения текущей бизнес-модели компании в горизонте 3-5 лет, только 30% считают это своим приоритетом.

Во-вторых, уровень автоматизации производственных и административных процессов низкий, а использование цифровых технологий пока ограничивается, в основном, пилотными проектами. Технологии цифрового проектирования в той или иной форме используют 80% компаний; новые материалы, большие данные и облачные технологии – около 60%. С роботизацией, аддитивным производством, интернетом вещей и социальными сетями экспериментирует каждая вторая опрошенная компания, но «продвинутые» искусственный интеллект или блокчейн использует лишь каждая десятая.

В-третьих, у большинства компаний нет пока ни плана реализации инициатив по цифровой трансформации, ни механизмов управления изменениями. Невелики и объемы инвестиций в цифровизацию. У 62% предприятий доля общей численности персонала, используемого для цифровой трансформации, составляет менее 5%. Причем у 71% компаний общий объем инвестиций на эти цели не превысил 5%. 67% компаний не имеют специального центра компетенций по цифровой трансформации. Среди крупнейших компаний дела обстоят ненамного лучше: только у каждой третьей российской промышленной компании из числа топ-100 рейтинга РБК есть профильный руководитель высшего звена – Chief Digital Transformation Officer (CDO/CDTO).

По мнению руководителей производственных предприятий, цифровую трансформацию сдерживает дефицит технологических компетенций: недостаток знаний о технологиях и поставщиках (30% отмечают это как один из главных барьеров) и непонимание эффектов от внедрения цифровых технологий (это отмечают 26%). По 22% руководителей отметили в качестве главного барьера нехватку финансовых ресурсов и отсутствие спроса, только 17% назвали барьером дефицит кадров.

Тем не менее, эксперты Strategy Partners отмечают, что компании ожидают от государства, в первую очередь, развития профильного образования и поддержки корпоративных НИОКР – либо инициатив по внедрению технологических решений: так считают по 35% опрошенных руководителей. 22% ждут стимулов для технологического предпринимательства (гранты, акселерационные программы).

«Результаты пилотного исследования показывают хорошее начало, но многое еще предстоит сделать для повышения готовности российских компаний к цифровой трансформации. Цифровизация может дать бизнесу новые конкурентные преимущества: комплексное применение новых технологий дает резерв роста производительности в 2-3 раза и снижения операционных затрат минимум на треть. Для достижения поставленных целей необходимы новые инструменты поддержки и эффективное партнерство между бизнесом и государством, -— уверен партнер из Strategy Partners Алексей Праздничных. — И как раз «Иннопром» — отличная площадка для решения этих прорывных задач».

9 июля, 2019

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

21.10.2025
ВТБ предоставит своим клиентам цифрового вышибалу
21.10.2025
Криптовалюта как часть эффекта «бабочки»
21.10.2025
Исследование: вирусные твиты «тупят» ИИ
21.10.2025
Барьеры при внедрении ИИ: экономическая целесообразность, ИБ и опасения сотрудников
21.10.2025
Карта «Мир» — вместо пенсионного
20.10.2025
Ernst & Young нашла у бизнеса большие убытки из-за рисков ИИ
20.10.2025
«Спикател» включил в портфель российскую операционную систему РЕД ОС
20.10.2025
Россия экспортирует «пластик» в Афганистан?
20.10.2025
F6: Целью атак может стать любая российская организация независимо от специализации
20.10.2025
«При резком усилении налоговой нагрузки Россия не сможет претендовать на роль одного из технологических лидеров»

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных