BIS Journal №1(32)/2019

11 апреля, 2019

Связанные одной SOC-цепью

Четвертый SOC Forum выявил неотвратимость реализации функции мониторинга ИБ в организациях. Стало понятно, что другой big idea в информационной безопасности нет, и рынок SOC стал достаточно зрелым, чтобы заслужить упоминания куратора крупнейшего SOC страны – руководителя службы ИБ Сбербанка Сергея Лебедя. Его фраза: «На рынке появились услуги мониторинга», – с высоты возможностей Сбербанка означает, что теперь такие услуги есть для всех и каждого – от малого бизнеса до крупнейших корпораций.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Форум открылся выступлениями регуляторов – представителей ФСТЭК, ФСБ, ЦБ РФ и Сбербанка. В рамках освещения ситуации с выполнением ФЗ-187 «О безопасности КИИ РФ» заместитель директора ФСТЭК Виталий Лютиков рассказал, что организации пока сосредоточены на этапах инвентаризации и категоризации объектов критической инфраструктуры, в частности, дальше остальных в этом продвинулись организации сектора ТЭК, здравоохранения и ОПК. Есть и отстающие («Например, банки…»), возможно поэтому регулятор подчеркнул, что ФСТЭК будет настаивать на завершении категоризации до конца 2019 года, окончательный срок определится во втором квартале 2019 г. Интересно и то, что ФСТЭК подходит к процессу категоризации во многом неформально, не педалирует мелкие неточности в формулярах, главное – это добросовестное применение методики и оценка потенциального ущерба. В завершение регулятор пригласил все заинтересованные стороны принимать участие в разработке нормативных документов в сфере обеспечения безопасности КИИ и пообещал выпустить отдельный документ по информационному обмену.

Автор отмечает некое перекрытие темы информационного обмена с зоной ответственности ФСБ – ГосСОПКой, однако информационный обмен в России еще редкий (хотя и безусловно положительный) тренд, поэтому документ в любом случае будет полезен для всех отечественных служб ИБ.

Представитель ФСБ, заместитель начальника 8-ого центра ФСБ России, Игорь Качалин рассказал о численных параметрах работы ГосСОПКА: НКЦКИ оказывал практическое содействие в выявлении и реагировании на компьютерные инциденты, направил субьектам ГосСОПКА 700 уведомлений, 18 организаций создали или создают корпоративные центры ГосСОПКА. Руководитель подчеркнул, что НКЦКИ заинтересован в создании корпоративных центров и будет поддерживать этот процесс.

Вместе с тем, автор выступал заказчиком создания корпоративного центра ГосСОПКА, направленного на оказание услуг субъектам КИИ. На практике конкретные сотрудники НКЦКИ не очень дружелюбны, плюс существует проблема курицы и яйца: нет зоны ответственности (нет договора с субъектом КИИ) – нет статуса корпоративного центра. Отсутствие статуса корпоративного центра не позволяет заключать договора с субъектами КИИ на реализацию функций ГосСОПКА в их интересах. Впрочем, в дальнейшем на SOC Форуме Роман Кобцев (компания «Перспективный мониторинг») предложил свой рецепт: объявить зоной ответственности корпоративного центра ГосСОПКА инфраструктуру корпоративного центра ГосСОПКА и категорировать центр мониторинга как КИИ.

Артем Сычев, первый заместитель директора Департамента ИБ Банка России, привел обнадеживающую статистику: год от года наблюдается увеличение количества атак разного типа, однако мы уже научились работать с ними, поэтому ущерб год от года падает. Возможно, немалую роль в эффективности защиты играет именно процесс остановки несанкционированных платежей, реализованный на базе ФинЦЕРТ. Артем поделился планами: ФинЦЕРТ переходит на работу в режиме 24х7, что должно сократить доходы злоумышленников. Второе магистральное направление развития ИБ от Банка России – стимулировать развитие банками своих систем и практик информационной безопасности. Теперь риски ИБ станут учитываться при расчете резервов банка как часть операционных рисков.

Впрочем, профильные эксперты в кулуарах сходятся в едином мнении: сейчас в ИБ относительное затишье, громких атак давно не было, и это вполне может оказаться затишьем перед бурей. Вот когда она грянет, тогда мы и сможем по-настоящему оценить эффективность механизмов ФинЦЕРТ, НКЦКИ и других системных институтов по противодействию киберугрозам в РФ.

Руководитель службы ИБ Сбербанка Сергей Лебедь (напомню, что Сбербанк является Центром компетенции по ИБ программы «Цифровая экономика Российской Федерации») рассказал о содержании раздела ИБ Программы. Кроме того, он сообщил, что на сегодняшний день в Программе числится 141 мероприятие, но есть проблема с финансированием: из запланированных 5 млрд 667 млн рублей выделено всего 363 млн.

Профильные эксперты в кулуарах и по этому поводу оказались едины: с финансированием в 6 процентов от плана говорить о реальной работе по программе не приходится.

СЕКЦИИ

Отраслевая специфика

Кроме пленарной сессии на Форуме было представлено сорок докладов. Основные темы – индустриальные: SOC в Промышленности и SOC в Финансах. SOC в Промышленности на практике свелся к целому ряду выступлений, связанных с КИИ и ГосСОПКА. Промышленники неохотно делились реальными кейсами центров мониторинга. Всего выступили три представителя промышленности (ЕВРАЗ, СО ЕЭС и концерн Калашников), и только один из них рассказал про SOC (Евгений Акимов, концерн Калашников), да и то про пилот SOC Информзащиты. Остальные пока находятся на стадии развития SIEM или реализации регуляторных требований.

Направление Финансы больше эксплуатировало SOC. Дельтакредит, Ингосстрах, Газпромбанк и Банк Санкт-Петербург поделились опытом развития SOC, создания гибридного SOC и проведения киберучений. Представители Дельтакредит и Ингосстраха подчеркивали важность передачи знаний от сервис-провайдера клиенту, такая возможность была для них одним из решающих факторов при выборе поставщика услуг мониторинга. В том же русле выступил и автор (ANGARA ASSISTANCE), рассказав, как создать гибридный SOC с передачей знаний клиенту и хранением данных у клиента.

Операционная специфика

C точки зрения операционной деятельности SOC ярко проявился тренд увеличения количества сенсоров и поступающих в SOС данных (big data). Представители Инфотекс и ANGARA упомянули об установке агентов на обнаружение вторжений на рабочих станциях и серверах (хостах), представитель ForeScout – об инвентаризации сети как ключевом контексте безопасности для SOC, а представители Гарда Технологий и Cross Technologies – о сетевой и хостовой форензике как необходимых для расследования инцидентов практиках и технологиях.

Одним их ключевых технологических трендов стало активное использование Open source коммерческими центрами мониторинга. Об этом говорилось в докладах Информзащиты, ICL КПО ВС, на стендах Infosecurity и ANGARA. В конце концов open source позволяет более гибко обрабатывать увеличивающийся поток данных.

Однако любые технологии не приносят пользы без преодоления кадрового дефицита, о существовании которого сокрушались представители РТК-Solar, Инфосистемы Джет и других. Со своей стороны, рекомендую для преодоления кадрового голода в SOC воспользоваться специально разработанными стратегиями, опубликованными автором последнем выпуске BIS Journal (№4/2018).

ДРУГИЕ ФОРМАТЫ

Выставочная часть Форума насчитывала более двух десятков стендов поставщиков услуг и регуляторов. Все три регулятора, активно работающие на Форуме, – ФСБ РФ, ФСТЭК России и ФинЦЕРТ Банка России – представили свои стенды. Было бы логичным увидеть в будущем и стенд Роскомнадзора.

Качественно новым и очень интересным форматом для Форума стали Киберучения. Эти весьма азартные соревнования позволили проверить практические навыки по формированию и принятию решений в ИБ шести командам из 29 специалистов. Примеры вопросов: «Что Вы будете делать, если сайт Вашего банка взломали?», «Стоит ли оповещать клиентов об инциденте?», «Как реагировать на инцидент, связанный с личной техникой председателя правления банка?» и другие. Чтобы победить в Киберучениях, необходимо было учесть технические, управленческие и политические аспекты управления ИБ в крупной организации. Судейство обеспечивали представители ФСБ, ФСТЭК, Банка России и Сбербанка. В итоге первое место, по единогласному решению судей, заняла команда специалистов Сбербанка.

ЗАДЕЛ НА БУДУЩЕЕ

Следующий SOC Forum, надеюсь, перейдет в плоскость конкретики оказания услуг. Кто, кого и в каком объёме обслуживает становится важным – лишь практический опыт мониторинга соразмерных инфраструктур позволяет клиенту быть спокойным, что и у него сервис «взлетит» и принесет пользу. Второй безусловный тренд (машинное обучение) еще не достиг зрелости и существенно поможет SOCам и их клиентам не ранее 2025 года. Он же поможет справиться и с экспоненциальным ростом объёма данных, благо, продолжающийся кадровый дефицит автоматически понижает планку качества принимаемых аналитиками SOC решений.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

08.12.2025
«Мы такое требование введём». ИНН станет обязательным при открытии счетов
08.12.2025
ИИ-трафик в России растёт, доля ChatGPT — падает
08.12.2025
Банки могут легально купить информацию о гражданах у МВД
08.12.2025
Энергопотребление ЦОДов и майнеров в России увеличится в 2,5 раза за пять лет
08.12.2025
Компания ARinteg укрепила цифровой периметр экосистемы недвижимости М2
08.12.2025
Британия допустила исключения в запрете на выплаты вымогателям
08.12.2025
Почта Великобритании оказалась «под колпаком» ICO после утечки данных
05.12.2025
Топ-менеджеров больше всего тревожат дезинформация и киберугрозы
05.12.2025
Россияне стали реже отменять самозапрет на кредиты
05.12.2025
Банк России снимет лимиты на перевод средств за границу

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных