Банки не спешат сообщать о сумме долга и лимите по карте через СМС

С 4 сентября российские банки обязаны информировать клиентов после каждой их покупки по кредитной карте о сумме долга и лимите по карте через СМС. Однако многие банки проигнорировали это требование. Не желая тратить дополнительные средства на СМС, они предлагают клиентам пользоваться онлайн-банком или обращаться в колл-центры. Сами граждане, недовольные этой практикой, могут отсудить у банкиров не более 500 руб. Однако если клиент обратится в Банк России, банку грозит предписание или существенный штраф.

4 сентября вступило в силу требование закона «О потребительском кредите (займе)», по которому банки при совершении каждой операции клиента по кредитной карте обязаны информировать его не только о сумме трансакции, но и о лимите по карте и величине долга перед банком. Изменения в сообщения внесли, например, ВТБ, «Ренессанс кредит», «Русский стандарт», ОТП-банк и Промсвязьбанк. Неизменными оказались СМС Сбербанка, Райффайзенбанка, Тинькофф-банка.

Причины не в технологических сложностях или необходимости вносить изменения в программное обеспечение. «Поправить текст рассылаемых СМС банк может за день, с технической стороны никаких проблем нет»,— отмечает зампред правления «Ренессанс кредита» Сергей Королев. Проблема в деньгах, говорит топ-менеджер банка из первой сотни: «СМС о покупке без указания лимита и долга перед банком — это одно сообщение, полный же текст — уже две СМС, то есть стоимость вдвое больше». Поэтому банки стали использовать более дешевые и удобные для себя способы информирования.

«Наши клиенты могут в любой момент посмотреть размер долга в онлайн-банке, он бесплатен в отличие от платного СМС-уведомления и доступен всегда»,— говорят в Райффайзенбанке. В Сбербанке также предложили воспользоваться мобильным банком, сервисом «Сбербанк-онлайн» или обратится в колл-центр. А в одном из крупных банков сказали, что просто забыли о новой норме, и пообещали выполнить ее до 20 сентября.

В Банке России отметили, что порядок и способы доведения до сведения клиента информации (например, посредством телефонной связи, СМС, электронной почты) устанавливаются банком в договоре, заключаемом с клиентом. Однако, по словам правозащитников, публикация в онлайн-банке вряд ли в полном объеме удовлетворит потребность потребителя в оперативном получении информации, как этого требует закон. «Клиент может просто не пользоваться онлайн-банком, не знать об обновлении информации, пропустить ее,— отмечает руководитель проекта "За права заемщиков" Виктор Климов.— Если банки не хотят раздувать текст СМС, то могут хотя бы информировать об обновлении информации и давать ссылку, но чтобы клиент знал — что-то изменилось».

При этом, как считает глава региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин, не стоит ожидать, что клиенты будут массово жаловаться на отсутствие предусмотренного законом информирования. По его словам, «максимум, что сможет получить потребитель с банка-нарушителя,— это 500 руб. компенсации морального ущерба, да и то по решению суда». Можно подать жалобу в Роспотребнадзор, продолжил эксперт, но и там для банка максимальный штраф — 10 тыс. руб. Зато в Банке России готовы принимать жалобы граждан. Там заверили, что исполнение банками обязанности информирования клиентов «будет контролироваться», в частности, в рамках поведенческого надзора по результатам рассмотрения обращений граждан. В случае выявления нарушений ЦБ может применить к банкам «как рекомендательные меры по устранению нарушений, так и более строгие, такие как предписание или штраф».

5 сентября, 2018

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.08.2025
Банкиры приходят в нацмессенджер
18.08.2025
InfoWatch: Клиникам необходимо переходить к подходу, основанному на проактивных методах
18.08.2025
Администрация Трампа национализирует чиподелов?
18.08.2025
«Этичных хакеров» приглашают протестировать отечественную СУБД
18.08.2025
Чёрная шляпа Вегаса: Относитесь к ИИ-агентам как к пьяным роботам
15.08.2025
VK: Безопасники Max бросают социнжнеров в пожизненный бан
15.08.2025
Расходы на ИИ-инфраструктуру превысят 7 трлн долларов на горизонте десяти лет
15.08.2025
Около тысячи ИТ-компаний исключили из реестра Минцифры
15.08.2025
Современные инфостилеры не «сидят в засаде»
15.08.2025
F6 — о необходимости построения защиты от экзотических угроз

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных