28 июля в работе информсистем «Аэрофлота» произошёл сбой. В связи с этим за последние сутки авиакомпания отменила около сотни рейсов, а взявшие на себя ответственность за ИБ-инцидент хакеры оценили ущерб в «десятки миллионов долларов».

С таким прогнозом отчасти согласился аналитик «Спикател» Алексей Козлов: по его словам, 10-50 млн долларов — «реалистичный грубый ориентир». Представитель Strategy Partners Денис Тверской поднял нижний порог на 10 млн долларов, а советник юрфирмы ЭБР Артём Евсеев заявил, что перевозчика могут ждать проверки от Роскомнадзора — с вероятными последующими штрафами за утечки ПДн (до 500 млн рублей), а также иски о компенсации морального вреда от пассажиров. О последних упомянул и директор по продуктам Servicepipe Михаил Хлебунов — эксперт обратил внимание не только на возможное падение доверия клиентов, но и на риски государственных санкций, напомнив, что «Аэрофлот» — стратегическая госкомпания с объектами КИИ.

Говоря непосредственно о недополученной прибыли, аналитик «Эйлер» Андрей Полищук назвал цифру в 275 млн рублей (при потерях в 2,8 млн рублей от одного рейса). Опрошенные изданием РБК эксперты дают чуть более скромную оценку: 259,2 млн рублей при «стоимости» рейса 2,4 млн рублей.

Начальник ИБ-управления АО «Свой Банк» Алексей Ахмеев при этом уверен, что вчерашняя атака — тревожный сигнал для всего бизнес-сообщества, так как современные хак-группы могут «месяцами» находиться внутри корпоративной ИТ-инфраструктуры, впоследствии нанося критический ущерб.

«Уничтожение систем возможно, если компания не инвестировала в кибербезопасность, но, учитывая статус компании, представляется, что это не тот случай. Поэтому главная угроза — утечка данных пассажиров, включая персональные данные, платёжную информацию», — пояснил Ахмеев.

Безопасник добавил, что сейчас крупному бизнесу нужно срочно пересмотреть подходы к защите данных: «Регулярные аудиты, сегментирование ИТ-инфраструктуры, резервное копирование и обучение сотрудников — это лишь самые базовые меры. Важно понимать: хакеры атакуют не только слабые места в ПО — под атаками находятся и сотрудники. Фишинг остаётся одним из главных инструментов взлома».

Алексей Ахмеев также отметил наличие эффекта домино при атаках на КИИ: «Отмены рейсов — это прямые убытки, но куда опаснее долгосрочная потеря доверия клиентов и партнёров. Бизнес должен рассматривать усиление кибербезопасности как стратегическую инвестицию, а не как ещё одну статью расходов. В противном случае, к сожалению, подобные инциденты могут стать не исключением, а обычным делом».

Глава «Нейроинформ» Александр Дмитриев предположил, что полное восстановление систем «Аэрофлота» займёт около года, так как нужно не только устранить последствия атаки и проверить устройства на наличие вредоносов, но и «нейтрализовать угрозу повторения».

Ряд экспертов полагает, что — с учётом всего вышесказанного — совокупный ущерб авиакомпании может достигнуть нескольких миллиардов рублей.

29 июля, 2025

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
07.11.2025
Идентификация — главный источник риска для облачных сервисов?
07.11.2025
Как отправить нейросеть на пенсию, не разозлив её — рецепт Anthropic
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных