19 ноября, 2020

Лайфхаки от Газпромбанка

Если перефразировать (от обратного) основную аксиому планиметрии, то допустимо утверждать, что помимо кратчайшего расстояния между двумя точками в пространстве существует бесконечное множество других, отличающихся друг от друга, путей. Эту метафору объективно можно применить и в жизни, в отношении последовательных сценариев создания и развития центров мониторинга информационной безопасности.

При прочих равных условиях не существует двух одинаковых SOC. За каждым SOC в РФ стоит своя история, свой сценарий развития, свой путь между двумя точками на временном отрезке существования.

Что касается пути становления SOC Газпромбанка с 2009 года по настоящее время, то назвать его кратчайшим и оптимальным просто язык не поворачивается. За более чем десять лет мы смогли превратить дежурную смену с базовым opensource-инструментарием для мониторинга доступности и работоспособности технических средств защиты информации в один из лидирующих ситуационных центров по информационной безопасности в финансовой отрасли России. Постараюсь не пересекаться с автором сборника лучших практик по SOC-строению от CISCO и приведу лишь несколько лайфхаков, которые реально помогли нам достичь нужного эффекта при создании SOC в Газпромбанке.

Не бойтесь пилотировать, пробовать и внедрять новые инструменты сбора и мониторинга событий: часто синергетический эффект от использования той или иной подсистемы наступает намного позже, чем вы ожидаете при планировании, но это не повод забывать про обновление и развитие источников атомарных событий и алгоритмов обработки цепочек.

Наличие двух и более альтернативных центров компетенций внутри SOC не только вредно, но и полезно: в аргументированном диалоге (не путать с конфликтом) между участниками с различными точками зрения часто рождается именно то решение (как в организационном, так и в техническом плане), которое станет стратегически верным в данных обстоятельствах.

Бесполезность организационных каналов поступления в SOC информации о событиях с признаками инцидентов (по телефону, электронной почте, в диалоге с коллегой) сильно преувеличена: по опыту, именно полученные без использования технических средств данные об инцидентах в целевых системах становятся бесценной базой для формирования наиболее эффективных правил и цепочек для SIEM (в силу своей очевидности для обывателей).

С самого начала создания SOC важно учесть и иметь организационную и штатную возможность разделить процессы выявления, обработки, учёта и расследования инцидентов: объединение в одних руках (в силу ограничения штатного расписания) этих процессов негативно сказывается на общей эффективности работы SOC и не позволит быстро (в терминах проектного управления) запустить потоковую обработку инцидентов.

Качество визуализации в дашбордах для первой линии и наличие мультиканальной системы уведомлений так же важны, как и чёткая логика сбора и обработки событий с признаками инцидентов: можно накапливать бесконечное количество атомарных событий с высокой степенью детализации, но без понятной дежурным инженерам подсистемы визуализации и своевременных уведомлений эти события не будут иметь никакой превентивной ценности для организации в целом до момента фактического поступления в SOC сообщения об инциденте по альтернативным каналам.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
07.11.2025
Идентификация — главный источник риска для облачных сервисов?
07.11.2025
Как отправить нейросеть на пенсию, не разозлив её — рецепт Anthropic
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных