«Матрица инсайдеров» не позволит обознаться

Нелегко оказалось банкам разобраться в ряде требований федерального закона № 224-ФЗ от 27 июля 2010 года «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятые на его основе нормативно-правовые акты не смогли предотвратить ряд казусов – досадных ошибок при определении инсайдеров. Положение выправили рекомендации с интригующим названием «Матрица инсайдеров», подробно разъясняющие методику применения норм «трудного» закона, разработанные комитетом Ассоциации российских банков по ПОД/ФТ и комплаенс-рискам.

БЕЗ РАЗЪЯСНЕНИЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬСЯ

«Матрица инсайдеров» – методические указания, которые носят только рекомендательный характер, но используются банками достаточно широко, поскольку помогают избежать ошибок при выполнении требований ФЗ-224. Такие ошибки чреваты как тем, что настоящий инсайдер остаётся нераспознанным, так и необоснованным включением в список инсайдеров различных организаций, включая даже Банк России.

Чтобы помочь впредь избежать подобных досадных ошибок, комитет Ассоциации российских банков по ПОД/ФТ и комплаенс-рискам разработал «Методические рекомендации по составлению списка инсайдеров кредитными организациями в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 9 федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утверждённые 23 ноября 2011 года. Этот документ коротко именуется «Матрицей инсайдеров».

Методические рекомендации полезны и удобны для кредитных организаций тем, что предоставляет подробные комментарии к статьям этого закона, трудным для понимания. Именно поэтому «матрица...» была рекомендована Федеральной службой по финансовым рынкам России к использованию организациями, являющимся субъектами исполнения требования ФЗ-224.

И ЭМИТЕНТ, И АУДИТОР, И ОЦЕНЩИК...

В соответствии со ст. 4 ФЗ-224 к инсайдерам относятся эмитенты и управляющие компании, хозяйствующие субъекты, организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчёты по результатам сделок, совершённых через организаторов торговли. Эти лица, вне зависимости от видов осуществляемой деятельности и заключенных договоров, являются инсайдерами, поскольку обладают сведениями, входящими в перечень инсайдерской информации.

Кроме того, к категории инсайдеров относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами. Им инсайдерскую информацию предоставляют клиенты для осуществления деятельности в собственных интересах.

Закон относит к инсайдерам достаточно широкий круг лиц, имеющих доступ к соответствующей информации на основании договоров с её обладателями. Во-первых, согласно федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», – это аудиторские организации. Инсайдерами признаются аудиторы, собственно проводящие аудит, а также оказывающие широкий спектр сопутствующих услуг – обзорных проверок, согласованных процедур и компиляции финансовой информации. Аудиторы могут быть признаны инсайдерами в случае заключения с ними договоров на налоговое консультирование и различные виды оценки – стоимости имущества, в том числе предприятий как имущественных комплексов, и предпринимательских рисков.

Оказываются инсайдерами и аудиторы, которые ведут анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, разработку и анализ инвестиционных проектов, составляют бизнес-планы, занимаются самыми разными видами консультирования – управленческим, экономическим, правовым, финансовым и бухгалтерским.

К инсайдерам причисляются также аудиторы, осуществляющие для клиентов постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам – также основание причисления аудиторской организации к инсайдерам. В большинстве случаев инсайдером является аудитор, производящий независимую проверку бухгалтерской либо финансовой отчетности.

Немногие исключения из этого правила составляют аудиторы, заключившие договоры оказания услуг автоматизации бухгалтерского учета и внедрения информационных технологий. Не должны признаваться инсайдерами аудиторы, проводящие научно-исследовательские и экспериментальные работы в сфере аудиторской деятельности и распространяющие результаты, в том числе на бумажных и электронных носителях. Не относятся к инсайдерам и организации, занимающиеся обучением аудиторской деятельности.

Далее, к инсайдерам закон относит оценщиков и юридические лица, с которыми они заключили трудовые договоры, но только в ряде случаев. Например, при осуществлении оценочной деятельности имущества, являющегося обеспечением ценных бумаг – для лиц, указанных в п. 1 ст. 4 ФЗ-224. Далее – при заключении договора на оценку биржевого товара или имущества, являющегося обеспечением биржевого товара – для лиц, указанных в п. 2 ст. 4 Федерального закона ФЗ-224.

Также инсайдерами признают оценщиков имущества, имущественных прав и обязательств как объектов гражданских прав лиц, указанных в пп. 1-3 ст. 4 ФЗ-224, если сумма сделки составляет 25% или больше балансовой стоимости активов лица – стороны по договору и такая сделка не совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности. И, конечно, инсайдерами являются оценщики, привлекаемые для определения рыночной стоимости ценных бумаг, имущества, которым оплачиваются размещенные ценные бумаги, или являющегося предметом залога по размещенным облигациям или кредитам.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Особое внимание уделяется в «матрице...» кредитным организациям. Они включаются в список инсайдеров при заключении договора банковской гарантии, кредита, передачи в доверительное управление денежных средств или ценных бумаг, залога имущества, имущественных прав. Банковская организация причисляется к инсайдерским при открытии аккредитива, размещении депозита. Сумма сделки, информация по которой может признаваться инсайдерской, должна быть не менее 25% балансовой стоимости активов лица, являющегося стороной договора, а сделка не должна относиться к обычной хозяйственной деятельности.

С другой стороны, не может быть признана инсайдером кредитная организация, осуществляющая расчетно-кассовое или иное обслуживание, если договор специально не предусматривает передачу инсайдерской информации.

К таким видам банковского обслуживания, сопровождающим обычную хозяйственную деятельность, относятся договоры займа, кассовое обслуживание, депозиты на небольшие суммы, зарплатные проекты, а также кредиты физическим и юридическим лицам, решение о выдаче которых принимается на основании публичной, а не инсайдерской информации.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг включаются в список инсайдеров при заключении с эмитентами, управляющими компаниямидоговора на брокерское обслуживание, подготовку проспекта эмиссии, на ведение реестра, депозитарного и других договоров. Однако и здесь есть ограничения: не считаются инсайдерами те, кто оказывает услуги поддержания (стабилизации) цен на эмиссионные ценные бумаги эмитента – хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара в границах России (п. 2 ст. 4 ФЗ-224). Также не могут быть признаны инсайдерами дилеры и клиринговые организации лиц, указанных в п.1-4 ст. 4 ФЗ-224.

Страховые организации включаются в список инсайдеров только в случае, если объектами страхования являются имущество, предпринимательские, финансовые риски стороны по договору, для исполнения которого необходима передача инсайдерской информации.

Являться инсайдерами лиц, указанных в п.п. 1-3 ст. 4 ФЗ- 224, страховые организации могут при страховании риска ответственности перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, а также имущества, в т.ч. являющегося предметом залога, обеспечивающего исполнение обязательств при страховании ответственности исполнительных органов управления.

ОРИЕНТАЦИЯ ПО КОДИРОВКЕ

«Матрица инсайдеров» предусматривает случаи, когда инсайдерами могут считаться и иные организации, но только в случае, если на основании заключенного договора с владельцем инсайдерской информации получают доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в п.п. 1-4 ст. 4 ФЗ-224. В большинстве случаев в качестве таких лиц могут выступать организации, осуществляющие правовую поддержку, оказывающиеконсультационные услуги или выполняющие агентские функции. Но обязательным является наличие договора, исполнение которого требует передачи инсайдерской информации.

Подрядчики и иные лица, привлечённые по гражданско-правовым договорам инсайдером к выполнению договоров с лицами, указанными в п.п. 1-4 ФЗ-224, и получившие доступ к инсайдерской информации владельцев, могут быть включены только в список инсайдеров, указанных в п.п. 5-8,11-12 ст. ФЗ-224.

Информационные агентства, предоставляющие или раскрывающие информацию, включаются в список инсайдеров – «владельцев инсайдерской информации» только в случае заключения с ними договора об оказании услуг такого рода. Лица, осуществляющие присвоение рейтингов, также включаются в список инсайдеров только в случае заключения с ними договора на предоставление соответствующих услуг присвоения рейтингов компании или эмитируемым ею ценным бумагам.

Автоматически в списки инсайдеров включаются члены совета директоров, наблюдательного совета, а также исполнительного органа,коллегиального либо единоличного, в том числе временного (управляющая организация или управляющий), члены ревизионной комиссии.

В обязательном порядке, без дополнительного обоснования, в списке инсайдеров оказываются физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации – как полностью принадлежащей её владельцам, так и находящейся в их распоряжении. Необходимо только, чтобы право доступа было оформлено трудовыми или гражданско-правовыми договорами между соответствующими лицами. Список имеющих доступ к инсайдерской информации должен быть персонифицированным – поимённым, наличие такого доступа должно быть отражено в должностной инструкции либо в ином внутреннем документе организации.

В «Матрице инсайдеров» каждому виду инсайдерской информации, включенной в список инсайдерской информации в соответствии с приказом ФСФР России, присвоен индивидуальный номер. Также каждому подразделению, обеспечивающему деятельность лиц, указанных в п.п.1 и 4 ст. 4 ФЗ-224, присвоен индивидуальный номер.

При этом, подчеркивают разработчики, необходимо понимать: структура каждой конкретной организации индивидуальна. Поэтому при составлении списка подразделений за основу брались основные функции, характерные для деятельности организаций, указанных в п.п. 1 и 4 ст. 4 ФЗ-224 – эмитентов, управляющих компаний, хозяйствующих субъектов и прочих. Путём сопоставления кода, присвоенного тому или иному виду инсайдерской информации, и кода подразделений организации можно определить, является ли то или иное подразделение инсайдером.

BIS-КОММЕНТАРИЙ

Александр НАУМОВ,
вице-президент НП «Национальный платёжный совет»,
председатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам:
«ПРОЦЕНТ НЕПРАВОМЕРНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СПИСКИ ИНСАЙДЕРОВ СНИЗИЛСЯ»

«Матрица инсайдеров» является плодом труда более 20 высококлассных специалистов финансового рынка – юристов, экономистов, аудиторов, являющихся членами Комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам. Это представители российских кредитно-финансовых организаций, различных по размеру и по типу: крупнейших, средних и небольших по размеру активов; банков, инвестиционных банков и организаторов торговли ММВБ – РТС. «Матрица инсайдеров» не могла бы появиться, если бы рекомендации по её созданию не проходили проверку специалистов Федеральной службы по финансовым рынкам России, участвующих в работе комитета в качестве наблюдателей.

Принятие федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было направлено на защиту прав инвесторов, в том числе на создание благоприятной среды для иностранных. Закон принимался в течении 10 лет, первоначальная редакция претерпела множество изменений. Катализатором принятия закона стали планы создания в России мирового финансового центра, в связи с чем назрела необходимость подписать меморандум о взаимопонимании с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions – IOSCO).

Но действующая редакция ФЗ-224 вызывала у участников рынка множество вопросов. Например, закон требует передать списки инсайдеров организаторам торговли. Но до конца непонятно – кому и что передавать? Как определить инсайдера? Комитет решил разработать «матрицу инсайдеров» – документ, который бы, с одной стороны, упростил выявление инсайдеров в кредитных организациях, а с другой – позволил мотивированно опротестовывать неправомерное включение в списки инсайдеров других организаций.

«Матрица инсайдеров» стала вторым важным документом, который разработал наш комитет, занимающийся противодействием незаконному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Первым был типовой «порядок по инсайду». Дело в том, что ФЗ-224 предписывает каждой организации, подпадающей под его действие, разработать документ, определяющий порядок доступа к инсайдерской информации, охраны её конфиденциальности и контроля соблюдения требований федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но многие организации сталкивались при разработке «порядка по инсайду» с рядом сложностей, и наш комитет, разработав такой типовой порядок по инсайду, опубликовал его на официальном сайте АРБ.

Нельзя говорить, что «Матрица инсайдеров» или типовой «порядок по инсайду» – панацея от существующих проблем, скорее это инструменты реализации требований закона № 224-ФЗ, которые могут оказаться полезными в работе. Эти документы будут дорабатываться по мере необходимости или поступления дополнительных разъяснений ФСФР России. Главная польза «Матрицы инсайдеров» – понятный механизм определения инсайдеров, который позволяет в большинстве ситуаций чётко определить, кто является инсайдером, а кто инсайдером быть не может.

«Матрица» состоит из графической таблицы, описательной части, а также матрицы определения инсайдеров из числа сотрудников организации, составляющей список инсайдеров. Преимущество «Матрицы инсайдеров» в том, что она была разработана по инициативе субъектов исполнения ФЗ-224 – «снизу», то есть самими организациями и специалистами, которые каждодневно в своей работе сталкиваются с проблемами его применения. Можно сказать, мы действовали по принципу «помоги себе сам, а не жди, когда это сделают другие».

Комитет пока специально не выяснял, как практически применяется «Матрица инсайдеров». Но после её появления значительно снизился процент неправомерного включения кредитных организаций в списки инсайдеров эмитентов, управляющих компаний и профессиональных участников финансовых рынков. О том, что матрица востребована, говорит её публикация в системе «Консультант +». Банки, представители которых являются членами комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс- рискам, а это почти 20 ведущих российских кредитных учреждений, активно используют «Матрицу инсайдеров» в своей работе.

Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам в письме Ассоциации российских банков от 3 июля 2012 года № 12-ОП-10/29323 сочла возможным рекомендовать к использованию «Матрицу инсайдеров». Так что опыт разработки и применения этих методических рекомендаций можно признать положительным. На будущее в планах Комитета – участие в экспертизе проектов нормативных документов ФСФР России и подготовка для законодателей предложений корректировки ФЗ-224.

Разработчики также просят обращать внимание на одну из основных особенностей предлагаемого подхода: если то или иное подразделение является инсайдером в соответствии с матрицей, это не означает, что все сотрудники указанного подразделения автоматически признаются инсайдерами. Инсайдерами будут признаваться лишь те, чьи должностные обязанности непосредственно связаны с доступом к инсайдерской информации.

Александр Наумов -- Вице-президент (НП «Национальный платёжный совет»)

Ольга Хвастунова -- обозреватель (BIS Journal)

BIS Journal №4(7)/2012

13 ноября, 2012

Смотрите также