Open Source в высшей школе – развитие культуры «свободной траектории образования» или развитие культуры инженерии ПО? По следам Russia Open Source Summit

11 октября, 2021

Open Source в высшей школе – развитие культуры «свободной траектории образования» или развитие культуры инженерии ПО? По следам Russia Open Source Summit

В Проекте Стратегии развития Open Source в России среди целей «развития ПО с открытым кодом» названо и «повышение уровня обеспеченности российской ИТ-отрасли программного обеспечения квалифицированными кадрами».

А в качестве мер, способствующие усилению кадрового потенциала отрасли в упомянутом Проекте Стратегии предусмотрены пункты в количестве около полутора десятков штук. И формулировки практически всех указывают ИМХО на то, что для «контрибьюторов» соответствующего раздела Проекта стратегии явление Open Source в ИТ-индустрии так и осталось «открытым кодом»:

«Преимущественное использование ПО с открытым кодом в учебных курсах»; «… поддержка преподавателей, … разрабатывающих … образовательные продукты на основе ПО с открытым кодом»; «Разработка программ переподготовки … для … обучения использованию ПО с открытым кодом»; …

Исключение составляет, пожалуй, лишь пункт «л) Разработка и внедрение образовательных материалов ПО ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ, основам организации сообществ программных продуктов с открытым кодом и ведения бизнеса на базе таких продуктов».

Пункт этот при некоторой доработке стилистики сможет охватить всё перечисленное в тех «около полутора десятков штук» мер, призванных по замыслу авторов Проекта Стратегии «усилить кадровый потенциал отрасли».

На Russia Open Source Summit «теория» Проекта Стратегии была проиллюстрирована «практикой» в ходе заседания «Развитие культуры open source разработки в университетах».

Своим мнением о перспективах развития «культуры open source» в образовательной среде поделились представители пары ВУЗов новой формации, учебного центра компании «Базальт СПО», несколько представителей бизнеса, которые по совместительству ещё и преподают, и два зубра высшей школы, профессор ИТМО Анатолий Шалыто и «греческий информатик» (как указывалось в анонсах саммита) Диомидис Д. Спинеллис.

«Буква и дух» выступлений представителей учебных заведений заставили вспомнить известную цитату из романа Ильфа и Петрова о положительной, в целом, оценке изложения одним из героев романа содержания брошюры «Мятеж на “Очакове”» («монотонно, но довольно толково»). И выступления ВУЗов послужили неплохой иллюстрацией того, во что уныло декларативное может быть превращена реализация одного из пунктов Проекта Стратегии, а именно:

«г) Разработка программ переподготовки преподавателей для их обучения использованию ПО с открытым кодом. Определение перечня приоритетных специальностей для такой переподготовки …».

Ещё одна угроза благим намерениям Проекта Стратегии в образовательной сфере обозначилась по итогам выступлений представителей ИТ-компаний, совмещающих бизнес с преподавательской деятельностью.

На заседания «Развитие культуры open source разработки в университетах» эта угроза проявилась в сомнительной попытке поиска в методологии Open Source поддержки новомодному представлению о т.н. «свободной траектории образования» (ответственность за выбор которой предлагается возложить на студента). И демагогия этой попытки была усугублена ещё и проставлением в выступлении одного из представителей бизнеса знака равенства между идеей «свободной траектории образования» и «системой Физтеха».

Позже, при своеобразном подведении итогов заседания профессором Шалыто из ИТМО была дана оценки идее «свободной траектории образования» («студент дай бог лишь к концу вузовского обучения начинает осознанно подходить к выбору своего места в профессии»).

Упомянем также, что представитель ИТМО не обошёл стороной и попытки искажения сути «системы Физтеха», которая не предусматривала никакой «свободной траектории образования»: рождённый в годы, когда физика была родом войск, ВУЗ этот как никакой другой знал, по какой образовательной траектории должны идти его питомцы и добивался своей цели, загружая их по полной.

Одним из троянских коней проталкивания в высшую школу идеологии т.н. «свободной траектории образования» является парадигма «программирования», согласно которой «… хороший компьютер стоит всего тысячу долларов. И вот: сотня кнопок на клавиатуре – и пожалуйста: хочешь написать программу лучше, чем Microsoft или даже «1С», – пробуй!».

С сожалением следует отметить, что парадигма на основе достаточности инвестиций в тысячу долларов и сотни кнопок на клавиатуре для написания конкурентоспособных приложений уже принесла свои плоды. На это указывает одна из реплик в выступлениях высшей школы, в которой небезосновательно отмечалось, что некоторые средние учебные заведения обеспечивают лучшую подготовку программистов, чем та, что даётся некоторыми ВУЗами.

Тому, как избежать подобных конфузов, было посвящено выступление гостя из Греции Диомидиса Д. Спинеллиса.

Заявленный как «греческий информатик» г-н Спинеллис, не читающий, по-видимому, русский хабр (хоть и начал свою речь с приветствия на русском языке), во главу инженерии программирования поставил не язык программирования, а знание предметной области, в которой ПО будет работать.

Именно на этом фундаменте открытая модель разработки позволяет правильно выбрать и быстро освоить инструментарий для программирования и тестирования приложений. А также научиться коллективной работе.

В целом сравнение акцентов выступлений профессионалов высшей школы и их отчасти коллег из ИТ-компаний, уделяющих часть своего рабочего времени преподаванию «практических аспектов программирования и технологий», не позволяет возлагать чрезмерно большие надежды такого рода деятельности ИТ-компаний в «усиления кадрового потенциала отрасли». Это, скорее, инструмент усиления кадрового потенциала компании, инструмент, применение которого нередко приводит к замещению интеллекта выпускников ремесленными навыками.

Такого рода деформации образовательного процесса могут возникать и из-за конфликта тактических интересов компаний и интересов стратегии образования, и из-за элементарной неготовности/неспособности «направленцев» из ИТ-компаний к кропотливой методической работе в сфере «преподавания и руководства выпускными квалификационными работами и другими студенческими проектами в области разработки открытого кода».

Для того же, чтобы высшая школа вернулась к подготовке инженерной элиты для «усиления кадрового потенциала отрасли», надо перейти от чиновничьей имитации поддержки высшей школы в виде «установления критериев получения преподавателями надбавок за академическую деятельность» к обеспечению нормального качества жизни тем, чьей профессией является «разработка и внедрение образовательных материалов по открытой модели разработки, основам организации сообществ программных продуктов с открытым кодом и ведения бизнеса на базе таких продуктов».

Смотрите также