BIS Journal №3(38)/2020

6 августа, 2020

«Единое окно» для государства и граждан. Третий лишний

Преимущества ЕФРДН финансовые организации ощутят, хотя и опосредованно.

Единый федеральный информационный регистр сведений о гражданах России – удобное и безопасное «единое окно» электронного документооборота. Данные, содержащиеся в нём, федеральное законодательство сделало доступными только для государственных нужд и физическим лицам, которым они принадлежат. Хоть и не напрямую, но пользу оптимизация этого сектора электронного документооборота принесёт и финансовым организациям, как и бизнесу в целом.

 

УНИВЕРСАЛЬНОЕ «ОКНО»

Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» служит правовой основой создания единого централизованного информационного ресурса, содержащего базовые сведения о населении России. Цели ЕФРДН – максимальное снижение объёма бумажного межведомственного документооборота, внедрение в полной мере принципа «одного окна» для всех видов взаимодействия граждан и юридических лиц с государством.

Ресурс предназначен, во-первых, для предоставления возможности получения полных и достоверных сведений о физическом лице, необходимых для оказания государственных услуг. Во-вторых, для унификации информационных ресурсов других государственных органов со сведениями, содержащимися в нём. В-третьих, для ведения централизованного статистического учёта посредством информационного взаимодействия с иными ресурсами.

Сведения, содержащиеся в ЕФРДН, могут предоставляться по запросу органов законодательной и исполнительной власти, МФЦ, внебюджетных фондов, избирательных комиссий, а также нотариусов. Коммерциализации единого федерального информационного регистра не предполагается. Бизнес, в том числе и финансовые организации, не будут иметь доступа к находящимся в нём сведениям.

 

С ПОДАЧИ НАЛОГОВИКОВ

Разрабатывался законопроект Федеральной налоговой службой России, использовавшей полномочия субъекта права законодательной инициативы, которым наделено Правительство РФ. Во время первого проекта закон представлял М. В. Мишустин, в то время руководитель ФНС России, который сейчас возглавляет Правительство РФ.

23 июля 2019 года проект Федерального закона № 759897-7 с первоначальным названием «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации» был внесён в Государственную думу Правительством РФ. Ответственным комитетом по работе над законопроектом был назначен Комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

В ходе обсуждения законопроекта в Госдуме РФ и в обществе был сделан ряд критических замечаний, в том числе резонансных. Всего ко второму чтению законопроекта поступило 48 поправок, из них 18 принято, 30 – отклонено. 21 мая 2020 года законопроект был принят в окончательном третьем чтении и направлен в Совет Федерации ФС РФ.

 

ОБСУЖДЕНИЕ И КРИТИКА

Оппозиционные фракции проголосовали против его принятия. Представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» высказали опасения относительно защиты персональных данных, ссылаясь на зарубежный опыт. Думская оппозиция высказывала предположение, что создание единого регистра чревато утечками персональных данных граждан России.

Кроме того, по мнению оппозиции, документ противоречит действующему федеральному законодательству. В частности, он будто бы не соответствует ст. 24 Конституции России, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Также критики утверждали, что законопроект не соответствует ст. 5 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 год № 152-ФЗ. То есть аннулирует запрет на «объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Якобы этот запрет технически обеспечивает конституционное право на неприкосновенность частной жизни.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДОРАБОТКА

Прозвучавшая критика и состоявшиеся прения помогли доработке законопроекта. В частности, в названии предмета законопроекта слово «ресурс» было заменено на «регистр». Появилась закрытая часть – сведения о лицах, находящихся под государственной защитой.

Также возникла возможность с использованием регистра совершать нотариальные действия. Кроме того, в федеральный регистр будут включаться сведения не только о гражданах России, но и об иностранцах, а также о лицах без гражданства, проживающих либо работающих в нашей стране.

Первоначально граждане не могли получать из регистра сведения о себе. Замечания на этот счёт учли, и при доработке законопроекта они или их законные представители были наделены правом запрашивать и получать эти данные. Сведения о детях могут выдаваться их родителям, опекунам и законным представителям. Также был отрегулирован порядок внесения изменений в регистр в случае выявления гражданином ошибок в своих данных. Воспользоваться этими новыми возможностями граждане смогут с 2026 года.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ

Правовые нормы обеспечения безопасности данных, содержащихся в ЕФРДН, определены требованиями федерального законодательства, включая законы об информации, информационных технологиях и защите информации, персональных данных, о государственной и иной охраняемой законом тайне. Ответственность за эту деятельность распределяется следующим образом.

ФНС России является уполномоченным органом и оператором ЕФРДН и обязана обеспечить безопасность содержащихся в нём сведений о гражданах. Во-первых, самой информации о населении – от несанкционированного доступа, случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты. Во-вторых, межведомственного информационного взаимодействия при формировании и ведении этого федерального регистра.

Данные будут находиться в центре обработки данных, безопасность которого гарантируется уполномоченными органами, в первую очередь ФСБ России. Внутри этой базы будет ещё один внутренний периметр, связанный с деятельностью силовых структур. Необходимо отметить, что ФНС России за всю историю ни разу не допускала утечек сведений, что свидетельствует о достаточно высоком уровне защищённости.

Своя зона ответственности есть и у органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, МФЦ, избирательных комиссий, а также нотариусов. При обработке в своих информационных системах сведений о населении, полученных из федерального регистра, они обеспечивают их защиту.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА НОВОВВЕДЕНИЯ

Дополнительного сбора сведений о гражданах не потребуется. Все сведения, которые наполнят ЕФРДН, – те, которыми государство уже располагает, только прежде рассредоточенные по разным ведомствам. Есть принципиальная новизна в сравнении с другими государственными базами персональных данных (МВД России, ФНС России и др.). ЕФРДН – первая федеральная информационная система, аккумулирующая основные сведения о гражданах России и всех лицах, прибывающих на территорию страны.

Создание Единого федерального регистра населения позволит оперативно оказывать гражданам адресную материальную и социальную поддержку, значительно сократить время оказания государственных услуг без требования избыточных бумаг, заявлений. Государство повысит качество прогнозов для долгосрочного развития страны, регионов, сможет получать актуальную статистику.

Ещё одно из преимуществ системы — это то, что она не только хранит в структурированном виде данные о гражданах, но и анализирует содержимое различных ведомственных баз данных для поиска и устранения неточностей, которые в них возникают. Сейчас такие ошибки исправляются по факту обращения граждан, а система единого информационного ресурса постепенно будет делать это в частично автоматическом режиме.

Созданные и принятые нормы деятельности ЕФРДН открывают всем гражданам возможность доступа к данным о себе, которые содержатся в регистре. Каждый, кто внесён в него, сможет проверить корректность своих персональных данных, посмотреть перечень формируемых в отношении него запросов, что исключит возможность ущемления его прав в случае возможных инцидентов, технических и иных.

Смотрите также