BIS Journal №2(33)/2019

20 июня, 2019

Русский Север: точка отсчёта

В июне 2019 года исполнилось 125 лет поездке министра финансов России С.Ю. Витте на Кольский полуостров. Она стала важной вехой и в освоении Севера, и в защите российских интересов в Арктике.

 

ПОРУЧЕНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

 

Александр III и С.Ю.Витте

Сам Сергей Юльевич Витте вспоминал о причине своей командировки так: "Император поручил мне поехать на Север, познакомиться с ним и узнать, нельзя ли найти там такого рода незамерзающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главною морскою базою" (1). Министр отправился в поездку с представительным сопровождением местной власти, предпринимателей и журналистов.  Среди них находился и С.И. Мамонтов, только что получивший подряд на прокладку железной дороги от Вологды до Архангельска.

 

"ВСЕПОДДАННЕЙШИЙ ДОКЛАД..."

По возвращении в Петербург С.Ю. Витте отметил в своём письменном докладе Императору (2):

"Я прошёл на пароходе весь мурманский берег, начиная от Святого Носа и до Паз-реки, заходя в главнейшие заливы и бухты. Мурман находится всего в 3-4 дневном переходе от берегов Великобритании и в 6-7 дневном переходе от Средиземного моря и, следовательно, от торговых путей, где сосредоточены самые важные и жизненные интересы европейских государств. Он изобилует природными гаванями, которые могут быть обращены в порты с сравнительно небольшими затратами... В этом отношении мурманские заливы... могут быть сравнимы... только с Севастопольскими, но и перед этими последними они имеют важное преимущество, глубже врезываясь в материк, что, при возвышенных к тому же берегах, не только обеспечивает судам спокойную стоянку, но даёт флоту и всем его учреждениям полную защиту от бомбардирования со стороны моря. Так, Кольская бухта на Мурмане вдаётся в материк на 50 вёрст, а вполне незамерзающая часть её имеет 14 вёрст длины и от 2 до 2.5 вёрст ширины с многочисленными по обоим берегам бухтами и заливами, из коих лучшею представляется Екатерининская гавань, расположенная в 6 верстах от входа в Кольскую губу и вполне защищённая от океанского волнения... Совокупность объяснённых условий делает Мурман особенно пригодным для создания там военного порта, как опорного пункта, предоставляющего флоту свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах. Устройство такого порта, обеспечивая нашему доблестному флоту полный простор для действий во время войны.., дало бы государству возможность широко пользоваться флотом для достижения государственных целей в международных отношениях. (Выделено Александром III). В настоящее время морские силы России, имея главные опорные пункты в замкнутых и замерзающих морях, лишены необходимой свободы действий, в случае войны, как выход русских крейсеров из Чёрного и Балтийского морей, так и обратный доступ им в эти моря может быть закрыт".   

 

КОРРЕКТИРОВКА СЕВЕРНОГО ПРОЕКТА

К сожалению, Александр III вскоре умер, не успев сделать распоряжений по проекту. В начале правления Николая II Витте вынужденно видоизменил свои предложения (3): "В видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления её зависимости от иностранных купцов следует безотлагательно приступить к устройству на Мурманском берегу удобного для стоянки судов коммерческого порта, который вместе с тем служил бы  и административным центром". Но Кольский полуостров был очень малолюден, даже в 1914 г. там проживало постоянно лишь 13000 жителей. По мнению министра, с развитием порта на Мурман потянутся переселенцы, что усилит русское присутствие на Кольском Севере. При этом правительство должно было обеспечить "сооружение за казённый счёт в Екатерининской гавани частных домов, которые на известных льготных условиях по пониженной стоимости передавались бы в собственность благонадёжным лицам из числа русских подданных" (3).

 

ПРОЕКТ ОДОБРЕН

Общее руководство работ, одобренных решением Государственного Совета, было возложено на архангельского губернатора А.П. Энгельгардта. Местная пресса с воодушевлением писала (4): "Весть об устройстве телеграфа, об устройстве маяков по берегам Мурманского побережья, о том, что в будущем году пароходы из Архангельска будут ходить еженедельно... в значительной степени возбудили энергию и предприимчивость, как промышленников, так и торговцев. В Териберке купец Мерзлютин строит особую пристань, к которой могут приставать пароходы, соляной склад на 100.000 пудов соли, склад угля и, что особенно важно, - казарму для рабочих на несколько сот человек... Да, не далеко, по-видимому, то время, когда, наконец, Мурману суждено получить подобающее ему коммерческое и политическое значение".    Решение о проведении Мурманского телеграфа было принято сразу после поездки Витте на Север. К тому моменту на мурманском направлении телеграфная линия была доведена лишь до г. Кеми. Строительство новой линии проходило в сложных условиях, особенно на Мурманском побережье. Там, в скалистой, безлесной, местами сильно заболоченной местности рабочим пришлось вручную разносить столбы и оборудование на большие расстояния. В 1895 г. телеграф соединил Колу с Екатерининской гаванью, в 1896 г. - с полуостровом Рыбачий и норвежской границей. В 1903 г. телеграфной связью с центральной Россией оказались охвачены все наиболее важные в административном, промысловом и военном отношениях пункты Кольского полуострова (5).

 

ГОРОД ФИНАНСИРОВАЛСЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ

Одновременно шло обустройство новых портов и поселений. Порт в Екатерининской гавани, оборудованный по последнему слову техники, был построен в 1896-1898 гг. Береговую часть на протяжении нескольких сотен метров выровняли и облицевали камнем, а по верху устроили набережную нового города - Александровска. Рубленые в Архангельске здания и их оснащение перевозили пароходами, работы по электрическому освещению выполнили с учётом длительных полярных ночей. Уже в феврале 1898 г. уездное управление из Колы было перенесено в Александровск. Вскоре там открыли больницу, училище, научно-промысловую экспедицию и биологическую станцию, переведённую с Соловецких островов.

Город финансировался из государственной казны; всё его взрослое население, 700-800 человек, числилось служащими. Так осуществился беспрецедентный проект, инициированный и полностью профинансированный государством (3).

 

"ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ..."

24 июня 1899 г. состоялось официальное открытие нового города. На торжество прибыли многочисленные русские и иностранные гости. В Екатерининской гавани встали крейсер "Светлана", норвежский броненосец "Торденшельд" и ещё с десяток крупных пароходов. Праздник украсили парад военных моряков и освящение церкви святителя Николая Чудотворца, видной отовсюду за несколько вёрст. Проект церковного иконостаса выполнил В.М. Васнецов, а часть икон написали К.А. Коровин и известный строитель железных дорог Н.К. фон Мекк. С.И.Мамонтов и его семья оплатили всё художественное оформление храма (3).

Праздник в Александровске 24 июня 1899 г.

С.И.Мамонтов под впечатлением от совместной с С.Ю. Витте северной поездки   ещё летом 1894 г. направил на Мурман художника К.А. Коровина. Так родился проект павильона "Крайний Север" для будущей художественно-промышленной выставки. Как известно, знаменитая выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде весьма способствовала популяризации Русского Севера в российском обществе, искавшем тогда свои истоки. Север навсегда увлёк К.А. Коровина. И павильон, эмоционально им оформленный, имел большой успех.

Павильон "Крайний Север"

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, КАЗАЛОСЬ, ТАК БЛИЗОК

Военный флот в 90-е годы тоже активизировал освоение арктических морей. С 1894 по 1901 г. гидрографические экспедиции исследовали морское побережье от устья Печоры до Таймыра. Открытую в Обской губе бухту Находка с 1897 г. стали использовать для торгового сообщения Сибири с Англией. В 1901 г. адмирал С.О.Макаров возглавил плавание к российской Земле Франца-Иосифа на ледоколе "Ермак". Тогда, в начале 20 столетия арктические экспедиции следовали одна за другой. Российских и иностранных исследователей влекли таинственная "Земля Санникова", "нащупанная" где-то севернее Новосибирских островов, и Северный полюс. Слабо подготовленные к плаваниям и зимовкам в условиях Арктики, без радиосвязи участники этих отважных предприятий подвергали себя смертельному риску. Трагически завершились экспедиции Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова, начавшиеся в конце лета 1912 г. 

После русско-японской войны в Арктике стали чаще появляться боевые корабли. В сентябре 1906 г. отряд в составе эскадренных броненосцев "Слава", "Цесаревич" и крейсера "Богатырь" совершил плавание из Балтийского моря на Мурман. Военные моряки изучали Северный морской театр, а также возможные места базирования флота и в последующие годы.

 

ПОСЛЕДНЕЕ ВЕЛИКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ

Одновременно изучались возможности сквозного плавания по Северному морскому пути. Именитый полярник А.В. Колчак предложил проект конструкции судов ледокольного класса и их совместного плавания с целью освоения маршрута от Владивостока до Архангельска. В 1909 г. ледокольные пароходы "Таймыр" и "Вайгач" были построены и перешли южными морями во Владивосток для участия в Гидрографической экспедиции. Как известно, в 1914-1915 гг. "Таймыр" и "Вайгач" впервые прошли Северным морским путём от Владивостока до Архангельска.

В ходе тяжёлых и сложных исследований полярных морей эта экспедиция, руководимая Б.А. Вилькицким, совершила последнее великое географическое открытие в истории человечества: она обнаружила в 1913 г. неизвестный тогда архипелаг, размером чуть менее Голландии. Он был назван Землёй Николая II, ныне это Северная земля. На архивном фото Б.А. Вилькицкий и его заместитель П.А. Новопашенный представлены в кругу офицеров ледокольных пароходов «Таймыр» и  «Вайгач».

Офицеры – участники арктической экспедиции, Б. А. Вилькицкий и П. А. Новопашенный – 3-й и 4-й справа в первом ряду

 

«БЕСЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ» СОЮЗНИКИ ПОЛУЧИЛИ ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА

Начавшаяся Первая мировая война резко усилила роль Арктики в морских сообщениях с союзниками. Стала необходимой и прямая кабельная связь. Уже в декабре 1914-январе 1915гг. за три недели проложили подводный телеграфный кабель от Питерхеда (в Шотландии) до Александровска (3). А ещё осенью в Архангельске на английский крейсер доставили присланные российским командованием важные криптографические документы германского флота. Они были захвачены российскими моряками на крейсере "Магдебург" и стали использоваться для дешифрования германских радиограмм. Как известно, эти документы существенно повлияли на создание и первоначальную деятельность британской военной дешифровальной службы, именовавшейся тогда как "Комната 40". У. Черчилль в своих мемуарах указал:

"Русские считали, что Адмиралтейству Англии, ведущей морской державы, следовало бы иметь эти книги и карты. И если бы мы прислали корабль, то русские офицеры, в ведении которых находились книги, доставили бы их в Англию. Мы незамедлительно отправили такой корабль, и октябрьским вечером... получили из рук наших верных союзников слегка попорченные морем бесценные документы».

Оперативные северные контакты с союзниками по дешифровальным вопросам продолжались всю войну, постепенно переместившись на Кольский полуостров.

 

АРКТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

Ещё в декабре 1914 г. Император Николай II одобрил проект строительства железной дороги до Кольского залива и к ноябрю 1916 г. магистраль Петрозаводск-Кола длиной 1053 км была проложена. 21 сентября в Кольском заливе заложили город Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск) с крупным портом. Масштабы арктических перевозок времён Первой мировой войны впечатляют. Тогда по северным морским коммуникациям в обоих направлениях прошли 3580 транспортов, на которых было перевезено в Россию 5 475 000 тонн различных грузов и вывезено за границу 4 463 000 т (6). Для сравнения: северные конвои союзников в 1941-1945 гг. доставили 3 964 000 т (7).

 

ФЛОТИЛИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Конечно, немцы стремились сорвать военные поставки и направили к Мурманскому побережью подводные лодки. Охрану морских коммуникаций на Севере сначала возложили на английские боевые корабли. Русское военно-морское присутствие началось с разведки, в том числе радиоразведки. В августе 1915 г. была организована Служба связи Белого моря, зона ответственности которой охватывала и побережья полярных морей. Для защиты Кольского залива и морских конвоев в феврале 1916 г. начали формировать флотилию Северного Ледовитого океана, в основном из судов с Дальнего востока, а также новых тральщиков и ледоколов. Для включения в состав флотилии Россия купила у японских союзников 3 бывших своих корабля - броненосцы "Полтава", "Пересвет" и крейсер "Варяг", затопленные в 1904 г., но затем поднятые и восстановленные (6).

В годы Первой мировой войны германскому флоту не удалось существенно нарушить судоходство союзников на Севере. Большая заслуга в этом принадлежит флотилии Северного Ледовитого океана. В период гражданской войны формирования флотилии смогли пресечь попытки захвата части Кольского полуострова со стороны Финляндии. Корабли использовались и для снабжения приморских районов Севера.

 

НАЧАЛО «СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА»

В военные годы стало оформляться явление, известное позже как "проблема северного завоза". Прежде всего это касалось продовольствия. Его доставка резко осложнилась в конце 1917 г. Решение видели в вывозе продовольствия из Западной Сибири морем.

В начале 1918 г. Гидрографическое управление представило проект товарообменной экспедиции в Сибирь. Руководство поручили Б.А. Вилькицкому (9), одновременно П.А. Новопашенному предложили возглавить работы в восточной части Северного морского пути. Оба полярных капитана успели послужить и на боевых кораблях, и в Службе связи Балтийского флота. Об успехах Службы связи и дешифровальщиков её знаменитой Радиостанции Особого Назначения ныне хорошо известно (8). П.А. Новопашенный стал последним дооктябрьским начальником Службы связи БФ.

До Первой мировой войны уже было совершено более 100 рейсов с экспортными товарами из Сибири и в 1918 г.  Советское правительство поддержало инициативу моряков. Оно рассчитывало использовать ресурсы Сибири, где в результате приостановки экспорта скопились большие запасы. Гидрографической экспедиции декретом Совнаркома был выделен 1 миллион рублей.

Конечно, в условиях Гражданской войны на Севере этот декрет был мало полезен. Но руководители "белой" Северной области и Военное командование союзников тоже были заинтересованы и в доставке продовольствия, и в установлении морским путём связи с Сибирским правительством. Благодаря этому, экспедиция сумела наладить навигационное оборудование фарватеров, обеспечение работы побережных радиостанций. Правительство Колчака также участвовало в подготовке экспедиции, создав Комитет Северного морского пути, состоявший из представителей кооперативных объединений, норвежских и английских торговых компаний (9).

 

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ

В начале августа 1919 г. караван из 7 пароходов и 19 барж двинулся из Омска и Новониколаевска (ныне Новосибирск) вниз по Оби. В Архангельск отправили 540.000 пудов зерна, 70.000 пудов масла, а также значительные количества жиров, мёда и валенок. Экспедиция Б.А. Вилькицкого вышла из Архангельска 15 августа 1919 г., имея в своём составе 14 судов и барж. В первой половине сентября они прибыли в Обскую бухту Находка, там передали груз на речной караван. В Омск среди прочего было доставлено около 100.000 пудов военного снаряжения, но часть его вскоре стала трофеями наступавшей Красной армии (10).

В 1923-1924 гг. были организованы уже советские товарообменные экспедиции в Карское море. Для заведывания морской частью экспедиций вновь был приглашён Б.А. Вилькицкий, оказавшийся тогда в эмиграции (9). Эти экспедиции подготовили условия для освоения Северного морского пути.

 

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАПОЛЯРЬЯ

Остатки военной флотилии расформировали в конце 1922 г. Если в 1917 г. в Мурманске проживали 12500 человек, то после Гражданской войны число его жителей уменьшилось в 5 раз. В 1926 г. ранг Александровска понизили до села, а в следующем году село переименовали в Полярное. Охрана побережья и морских ресурсов стала символической, иностранные браконьеры освоились даже в устье Северной Двины. Переломный момент для возрождения и развития Советского Заполярья настал лишь в 1933 г. Именно тогда состоялся и однодневный визит И.В. Сталина и С.М. Кирова в Мурманск и Кольский залив.

 

Литература

1. Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1. М., 1960.

2. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. Т.1. Кн.2. Ч.1. М., 2004.

3. Вехов Н. От Александровска-на-Мурмане до Полярного. // Московский журнал, 2005, №11.

4. Очерк путешествия Архангельского Губернатора А.П. Энгельгардт в Кемский и Кольский уезды в 1895 году. Архангельск, 1896.

5. Белоусов К.А. Развитие телеграфной связи на Кольском Севере в конце XIX - начале XX вв. // История науки и техники, 2009, №8.

6. Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознамённый Северный флот. М., 1983.

7. Монин С.М. Дорогами ленд-лиза //Великая Победа в 15 т. Т. 15 /М.: МГИМО-Университет, 2015.

8. Столпаков Б.В. Триумф и трагедия радиоразведки Балтийского флота. // Информационная безопасность банков, 2017, №№2, 3.

9. Вилькицкий Б.А. Когда, как и кому я служил под большевиками. Архангельск, 2001.

10. Жалнин Д.Е. История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.). Диссертация канд. ист. наук. Воен.-мор. музей Сев. флота, 2005.

 

Автор: Борис Столпаков, историк, кандидат физико-математических наук

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами
27.03.2024
Канадский университет восстанавливает работу после ИБ-инцидента
27.03.2024
Crypto Summit 2024. Трейдинг, майнинг и перспективы развития рынка ЦФА
27.03.2024
РКН начал работу по контролю за «симками» иностранцев
26.03.2024
Регулятор порекомендовал банкам и МФО списать долги погибших в теракте
26.03.2024
Хакеры не оставляют Канаду в покое
26.03.2024
Binance снова ищет покупателя на свои российские активы
26.03.2024
Безумцы или сознательные соучастники. Кто потворствует кредитным мошенникам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных