BIS Journal №4(35)/2019

26 декабря, 2019

SOC: внешний или внутренний? Выбор неизбежен

Иван Мелехин рассказывает BIS Journal о плюсах и минусах внешних и внутренних центров оперативной безопасности (SOC), о том, что следует учитывать при заключении SLA между компаниями-заказчиками и компаниями-аутсорсерами, и о том, каким должен быть приближенный к идеалу SOC.

 

- Иван, поделитесь своим экспертным мнением: какие сервисы, по Вашему мнению, должны предоставляться современными SOC, чтобы полностью отвечать ожиданиям заказчиков?

- Не бывает двух одинаковых заказчиков, у каждого есть свои проблемы, запросы и предпочтения. Также на стороне заказчиков очень сильно различаются уровни зрелости функций ИБ: запросы по конфигурации сервисов у стартапа и крупного банка зачастую несопоставимы. Поэтому, если мы говорим о внешнем центре операционной безопасности (SOC), то он должен быть достаточно гибким, для того чтобы наиболее полно соответствовать потребностям клиентов. Если же мы говорим о базовом наборе сервисов, из которого можно выбрать конфигурацию под потребности практически любого заказчика, то можно назвать следующие:

  • Сбор и хранение логов и событий информационной безопасности.
  • Автоматизированный анализ потока событий с использованием адаптируемых сценариев мониторинга и обогащением данных от различных внешних источников.
  • Ручная обработка инцидентов командой аналитиков с учетом особенностей вашей инфраструктуры, информационных сервисов и нормативно-организационной документации.
  • Оповещение об инцидентах по выбранным каналам связи (телефон, электронная почта, мессенджеры) и представление рекомендаций по реагированию.
  • Автоматизированный регулярный анализ защищенности и рекомендации по устранению уязвимостей.
  • Регулярная аналитическая отчетность.
  • Управление инцидентами и заявками.

В качестве дополнительных сервисов, которые пользуются популярностью, можно назвать следующие:

  • Анализ защищенности (пентесты, redteam).
  • Расследование инцидентов.
  • Управление СЗИ и реагирование на инциденты.
  • Киберразведка и киберучения.
  • Взаимодействие с регуляторами.

- Внутренний и внешний SOC? Иногда банки, приступающие к решению этой задачи, долго размышляют, какому бы из этих вариантов отдать предпочтение. В чем, по вашему мнению, плюсы и минусы каждой из этих опций?

- К основным плюсам внешнего SOC можно отнести скорость подключения к сервису, существенную экономию бюджета (2-3 раза на промежутке в три года) и высокую квалификацию персонала, ежедневно сталкивающегося с большим количеством разнообразных инцидентов у клиентов. Также внешний SOC обычно имеет большой набор глубоко проработанных сценариев мониторинга и реагирования. К минусам внешнего SOC можно отнести сложности перехода между поставщиками услуг, отсутствие принадлежащего организации контента – сценариев мониторинга и реагирования и слабое формирование профильных компетенций внутри организации. Фактически если поставщик внешнего SOC покинет организацию, то она вернется к тому же состоянию, что и до подключения SOC, капитализации вложений не произойдет. Также зачастую персонал внешнего SOC при большом количестве подключенных организаций может формально относиться к потребностям заказчика.

К основным плюсам внутреннего SOC можно отнести то, что на вложенные деньги организация не только получает сиюминутный сервис, но и фактически инвестирует их в развитие своей инфраструктуры и компетенций. Правда, к сожалению, посчитать возврат от этих инвестиций зачастую очень сложно. Так же организация в случае выбора этого варианта получает очень сильно адаптированный под нужды организации сервис, тесно интегрированный со смежными бизнесами и вспомогательными функциями. К основным минусам внутреннего SOC можно отнести крайне высокие затраты на внедрение инфраструктуры и поддержание функционирования: например, затраты на содержание всего лишь двух аналитиков могут превысить 6 млн рублей в год, с учетом всех налогов и косвенных затрат, а в случае круглосуточного режима работы нужно не менее семи квалифицированных аналитиков. Также необходимо отметить отсутствие на рынке достаточного количества квалифицированного персонала и взвинченные высокой конкуренцией зарплатные ожидания, не всегда соответствующие уровню компетенций соискателей. Назову и еще один минус: организация, строящая свой SOC, сталкивается с большими сложностями и трудозатратами по разработке контента (сценариев реагирования и мониторинга). К сожалению, внешний купленный контент (или поставляемый поставщиками SIEM из «коробки») зачастую практически бесполезен.

- Итак, и в том, и в другом варианте есть серьезные плюсы и минусы. По вашему опыту, к какому выбору чаще склоняются компании-заказчики, и в силу каких причин?

- Как специалист, общающийся с заказчиками со стороны внешнего коммерческого SOC, я вижу несколько однобокую картину этого рынка. К нам приходят люди, которые осознанно не хотят или не могут построить свой SOC, или те, кто попробовал его построить, но безуспешно и с большими издержками. К сожалению, часто приходится видеть ситуацию, когда заказчику продали продвинутую техническую инфраструктуру SOC – начиная от SIEM и заканчивал IRP, но про процессы или забыли, или не смогли их внедрить. В результате заказчик имеет зарытые в «землю» капитальные вложения и плюс к этому он сталкивается с необходимостью поддерживать работу SOC, который не приносит организации какой-либо значимой пользы и ощутимой отдачи.

- Ваши советы в связи с этим?

- Прежде всего, мы рекомендуем подходить к этому вопросу итеративно – начать с полностью внешнего SOC для того, чтобы понять, какие сервисы и какой контент нужен заказчику и в какой конфигурации. Подключение внешнего SOC проходит быстро (в течении одного-двух месяцев) и является вполне приемлемым с бюджетной точки зрения. По мере осознания своих потребностей, можно переносить к себе или в зону своей ответственности части инфраструктуры и процессов SOC, например, внедрив у себя IRP или SOAR-систему, тесно интегрированную со своей инфраструктурой. Или наоборот, можно передавать внешним подрядчикам такие сервисы как реагирование на инциденты и управление СЗИ.

- Как следует правильно прописать разделение зон ответственности между компанией-заказчиком и компанией-аутсорсером в том случае, если мониторинг ИБ передается на аутсорсинг? Что компании-заказчику необходимо предусмотреть в данном случае?

- Во-первых, хотелось бы, чтобы компании, выступающие в роли заказчиков, не воспринимали внешний аутсорсинг мониторинга ИБ как некого рода серебряную пулю, которая позволит им защититься от любой нечисти. Иногда приходится видеть, как в SLA, например, пытаются включить требования по обнаружению в течении пяти минут любых атак с уязвимостями нулевого дня. Это принципиально невозможно. Если во внешний SOC не передаются события от источников, например, фиксирующих определенную активность на рабочих станциях, то выявить некоторые инциденты можно только достаточно поздно и по косвенным признакам. Поэтому определение зоны ответственности – это итеративный договорной процесс, результат общения между поставщиком услуги и заказчиком.

Для ряда типовых сценариев мониторинга, безусловно, есть понимание матрицы ответственности. Но если разрабатываются сильно кастомизированные сценарии, то процесс определения ответственности может быть довольно долгим и сложным.  Также необходимо помнить, что заказчик никогда не передает на аутсорсинг одному поставщику все функции, необходимые для реагирования и выявления инцидентов: нужно учитывать и интегрировать в матрицу ответственности между поставщиком и заказчиком ответственность ИТ-подразделений заказчика в части выполнения рекомендаций и требований, ответственность руководства и финансов в части поддержки и финансирования корректирующих мер. 

Также крайне сложно определить финансовую ответственность поставщика услуг SOC за те или иные инциденты: с одной стороны, из-за сложности определения реального ущерба, а с другой стороны, из-за того, что рекомендации аутсорсера никогда не соблюдаются в полном объеме как из-за финансовых ограничений, так и из-за баланса требований бизнеса и безопасности. Таким образом, устанавливать ответственность поставщика сервиса SOC необходимо в тех границах, в которых у этого поставщика есть ресурсы для принятия на себя этой ответственности. Это выражается в том, что в SLA практически всегда включаются исключительно временные метрики по реализации тех или иных процессов на стороне SOC, такие как время принятия в работу или время первичного реагирования. Также могут включаться метрики по доступности сервисов.

- Насколько эффективным инструментом для разрешения дальнейших споров (например, о том, с какой скоростью следует реагировать на инциденты) является соглашение SLA? Особенно этот вопрос интересен в российских условиях.

- SLA является приложением к контракту, соответственно является достаточным инструментом для решения любых споров законными методами, включая судебные разбирательства. Другое дело, что зачастую реальных механизмов контроля SLA у заказчика нет, и он ориентируется на данные, представляемые исполнителем. Объективности ради добавлю, что построение системы контроля аутсорсера за целым рядом внутренних процессов на «стороне» заказчика представляется крайне затруднительной задачей. Ее решение возможно только в случае, если вся техническая инфраструктура SOC находится под управлением заказчика.

- Как, по вашему мнению, следует решать вопрос о допуске аутсорсера к критически важным для компании-заказчика данным и системам?

- Аутсорсер мониторинга информационной безопасности в штатном режиме работы обычно не имеет доступа ни к критичным данным, ни к критичным системам. Он имеет доступ к логам и событиями информационной безопасности, которые, безусловно, могут содержать некую критичную информацию. Доступ к данным и системам может потребоваться либо в случае выполнения расследований, либо в случае, если реагирование и управление СЗИ также передается на внешнюю «сторону». Но при любом раскладе правильно спроектированная система защиты должна в модели нарушителей учитывать и своих и внешних администраторов, и аутсорсеров, и поставщиков услуг и сервисов. И в любом случае между поставщиком сервисов и заказчиком заключается соглашение о конфиденциальности.

- Как избежать зависимости внутренней службы ИБ от аутсорсера?

- Если мы говорим о внешнем SOCе, то первым шагом, который можно сделать для облегчения процесса переключения между различными поставщиками и снижения зависимости от аутсорсера может являться реализация внутреннего хранилища логов. В этом случае, зеркалируя события, поступающие в такое хранилище можно достаточно безболезненно менять поставщиков услуг мониторинга. Необходимо отметить, что в этом случае организация должна иметь достаточно глубоко проработанную политику мониторинга, реализованную на ИТ-инфраструктуре.  Также очень важно иметь возможность выгрузки из систем провайдера всей информации касательно имевших место инцидентов, либо в последствии реализовать IRP платформу внутри организации

- Какие решения и услуги в сфере SOC предоставляет ваша компания? В чем их конкурентное преимущество?

- Мы предоставляем весь набор сервисов, перечисленных в первом вопросе. Также, так как наш SOC работает в рамках крупнейшего интегратора на рынке ИБ, мы можем предоставить большое количество смежных сервисов, начиная от аудитов заканчивая сервисным сопровождением систем защиты. В рамках наших сервисов SOC мы основной упор делаем на качество контента – сценариев реагирования и мониторинга, предоставляемых Заказчику. Мы имеем большой набор типовых сценариев, которые мы можем достаточно быстро адаптировать под нужды Заказчика, а также можем разработать кастомизированные сценарии, причем для самых различных случаев применения – от мониторинга облачной инфраструктуры до выявления мошеннических действий. Также мы делаем упор на удобство взаимодействия Заказчика с нами, начиная от использования различных каналов для общения, включая мессенджеры заканчивая разработкой удобного клиентского портала

- Как вы видите процесс дальнейшего развития SOC?

- Если не рассматривать коммерческие вопросы, то одними из основных направлений развития SOCa я вижу разработку качественного контента, адаптированного под специфические нужды заказчиков из разных отраслей, и разную инфраструктуру (например, активно используемые технологии контейнеризации), реализацию мультивендорной технологической платформы SIEM, активную разработку своих кастомных решений для автоматизации деятельности SOC. Также, хотелось бы видеть больше активности в части взаимодействия различных SOC друг с другом.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

29.03.2024
Евросоюз обозначил ИБ-угрозы на ближайшие шесть лет
29.03.2024
В законопроекте об оборотных штрафах есть лазейки для злоупотреблений
29.03.2024
«Когда мы говорим об учителях, то подошли бы и китайские планшеты»
28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
28.03.2024
Почему путешествовать «налегке» не всегда хорошо
28.03.2024
«Тинькофф»: Несколько платёжных систем лучше, чем одна
28.03.2024
В РФ готовят базу для «усиленной блокировки» незаконного контента
28.03.2024
Термин «риск ИБ» некорректен по своей сути
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных