Бум экосистем: почему это происходит и во что все это выльется

Не для кого не секрет, что сейчас мы наблюдаем бум экосистем. Председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров в своем выступлении на XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии» решил подробно рассмотреть данный феномен, попытался объяснить, почему это происходит и во что все это в итоге выльется.

 

Потеряться в терминологии

Спикер подошел к теме почти академически, начав свое выступление с предоставления нескольких определений самому термину «экосистема». Если рассматривать экосистему в его изначальном значении с биологической точки зрения, то это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связи, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними.

Однако это не подходит к определению тех экосистем, которые есть сейчас в финансовой сфере. На что Роман Прохоров дает еще четыре двух определения, выделив при этом одно из них как наиболее ему нравящееся.

«Если говорить о тех определениях, которые даются экосистемам финансовым или существующим на других рынках, мне больше нравится такое: экосистема — это совокупность продуктов и услуг в непересекающихся вертикалях (мобильная связь, банкинг, фудтех и так далее), получающих выгоду от сетевого эффекта: единой клиентской базы, кросс-продаж, бренда и цифровых технологий», — рассказал Роман Прохоров.

 

А зачем?

Спикер отметил три причины создания современных экосистем в финансовой или любой другой сфере. Прежде всего, это обострение конкуренции на рынке традиционных услуг. Это хорош видно на примере финансовой индустрии. «Мы видим, что и маржа сокращается, и самое главное, что новые клиенты ниоткуда не появляются и в значительной степени рынок оказывается уже поделенным и эффективная борьба за клиента — это фактически переманивание его у конкурентов. То есть конкуренция уже перешла из плоскости поиска клиентов с нуля в фактически переманивание клиентов», — отметил Роман Прохоров.

Вторая причина создания экосистем — это необходимость поиска дополнительных источников дохода, естественно, в условиях падающей маржи. И тоже очень важная вещь — это диверсификация источников доходов, как раз то, что мы наблюдаем, когда экосистемы, которые рождались на базе компаний, которые занимались каким-то одним базовым видом деятельности, движутся в совершенно различных направлениях бизнеса, даже в тех, которые трудно изначально представить, что туда компания могла бы двигаться.

«И третья причина — это создание барьеров для входа на рынок конкурентов. Это непосредственно проистекает из первого условия с обострением конкуренции. Иногда это происходит неосознанно. В большинстве случаев это совершенно осознанные действия, в том числе компания Amazon — у них одно из основных направлений деятельность это как раз такое мягкое уничтожение конкурентов путем их поглощения и так далее», — поделился Роман Прохоров.

 

Предпосылки создания экосистем

Эксперт выделяет две предпосылки создания экосистем. Первая — наличие большой клиентской аудитории. «Все экосистемы вырастают на клиентской аудитории. Если у тебя клиентской аудитории нет, формировать экосистему ты в принципе не сможешь. Поэтому мы видим, что ядром всех существующих экосистем являются либо крупные банки (да, в основном это российская история, в мире она как-то не очень приживается), социальные сети, мобильные операторы, интернет-поисковики и интернет-магазины. Это основные держатели клиентской аудитории, которые используя свою клиентскую аудиторию, двигаются в сторону других сервисов», — рассказал Роман Прохоров.

Вторая предпосылка — достижение информационными технологиями такого уровня, который позволил собирать, обрабатывать огромный объем информации и предоставлять данные о потребителях продуктов и услуг, а также их поведении. По словам Романа Прохорова, это то, что мы сейчас называем искусственным интеллектом и Machine Learning, потому что без этого предоставление таргетированных предложений (которые являются одним из основных компонентов экосистем) является проблематичным.

«Кроме тех задач, которые решают корпорации, создавая экосистемы, они ориентируются и на потребности клиентов, которые тоже движутся в синхронных направлениях, иначе пазл не срастался бы. Поскольку клиенты тоже чудесным образом хотят определенных сервисов, хотят определенных услуг, это стыкуется с желаниями и чаяниями тех, кто пытается создать экосистемы и успешно это делает», — заключил Роман Прохоров.

 

Но давайте разберемся, какие потребности сейчас у клиентов? Спикер в своем выступлении определил следующие:

  • Ожидает большего от взаимодействия с продуктом/брендом;
  • Хочет получить все в одном месте и одним нажатием в смартфоне;
  • Релевантный контент и таргетированные предложения;
  • Быстрое решение вопросов в любое время;
  • Доступные и разные каналы коммуникации.

«По каждому из них мы можем видеть, что они являются действительно актуальными на сегодня. Но не только на сегодня, но и продолжают актуализироваться. Соответственно это продолжает повышать актуальность их удовлетворения, в том числе путем создания экосистем», — отметил спикер.

 

Что же в итоге дает нам экосистема?

Здесь несколько позиций, которые в значительной степени проистекают из вышесказанного: 

  • повышение той самой лояльности, которая становится чрезвычайно важной;
  • возможность оказания дополнительных и бесплатных сервисов для клиента;
  • оптимизация предложения;
  • оценка поставщиков, которые делаются сегодня на базе Machine Learning и ИИ. 

 

У кого сейчас есть экосистемы?

«Если говорить о текущий участниках и выделять крупнейшие основные сегменты на мировом рынке — это американские участники, китайские и наши российские. Здесь можно видеть, что на нашем рынке активно в качестве экосистем как раз развиваются такие участники, которые вырастали из кредитных организаций в отличие от американского и китайского рынка», — отметил Роман Прохоров.

Он также добавил, что если смотреть статистку по прошлому году, то тот же самый Apple наибольшую долю своих доходов получает уже не от продажи устройств, а от выпуска мобильных приложений и рекламы в AppStore. И вообще если говорить о маркетплейсах на международном рынке, то десятка крупнейших маркетплейсов по объемам прибыли в три раза превысила десятку крупнейших нефтяных компаний.

Если говорить о том, какие сервисы кредитные организации считают наиболее востребованными в направлении создания развития экосистем, то наибольшую долю занимают очевидным образом сервисы для бизнеса: это и помощь в регистрации, и предоставление отчетности, и сервисы по ведению бухгалтерии и так далее. На втором месте сервисы, связанные с жильем и управлением личным благосостоянием. На третьем-четвертом местах — госуслуги. Далее — обслуживание ретейла, транспортные сервисы и сервисы здоровья. «Лично мне не очень понятно такое распределение, но такая интересная статистика на сегодня», — прокомментировал спикер наиболее востребованные направления экосистем.

 

Во что все это выльется?

В июле был принят закон о деятельности платформ на финансовом рынке, так называемый закон о маркетплейсах. И уже этой осенью на первом маркетплейсе предполагается начало обслуживания клиентов. Но насколько это поможет или не поможет развитию конкуренции?

«С нашей точки зрения, если говорить о маркетплейсе, то это какая-то возможность для не очень крупных игроков, в том числе не очень крупных банков и других участников финансового рынка, как-то предоставлять свои товары и услуги клиентам. Если говорить о финансовых экосистемах, то те тренды, которые мы видим на сегодня и с учетом тех предпосылок, о которых я говорил, очевидным образом создавать полноценные финансовые экосистемы на сегодня могут кредитные организации из первой десятки. У всех остальных такой возможности нет», — рассказал Роман Прохоров.

Соответственно, участие в деятельности экосистем не крупных игроков будет подчинено тем организациям, которые будут эти экосистемы создавать. И, соответственно, это большой вызов и к регулятору, и к банковскому сообществу о том, каким образом будет развиваться конкуренция на этом рынке. Потому что в условиях, когда конкуренция сокращается, для потребителя условия явным образом не улучшаются.

«Но мы надеемся, что совместными нашими усилиями мы решим эту сложную задачу с точки зрения оптимального встраивания финансовых и других экосистем в нашу биологическую экосистему», — закончил свое выступление Роман Прохоров.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

8 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
28.03.2024
Почему путешествовать «налегке» не всегда хорошо
28.03.2024
«Тинькофф»: Несколько платёжных систем лучше, чем одна
28.03.2024
В РФ готовят базу для «усиленной блокировки» незаконного контента
28.03.2024
Термин «риск ИБ» некорректен по своей сути
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами
27.03.2024
Канадский университет восстанавливает работу после ИБ-инцидента
27.03.2024
Crypto Summit 2024. Трейдинг, майнинг и перспективы развития рынка ЦФА
27.03.2024
РКН начал работу по контролю за «симками» иностранцев

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных