«ИБ войдёт в пул вещей, которые будут отделять успешные компании от неуспешных»

Несмотря на огромное влияние COVID-19 на самые разные сферы, с точки зрения клиентского взаимодействия он создал не так много трендов. Скорее даже мы видим, что нарратив трендов, нарратив трансформации взаимодействия с клиентами поменялся мало, но усилилась и ускорила адаптация цифровых технологий, цифровых трендов, которые влияют на современный потребительский бизнес. 

Об этом и том, как будет меняться цифровой бизнес работы с клиентами и как это будет влиять на ИБ, рассказал руководитель направления Interactive Accenture Russia Павел Родыгин в своём выступлении на BIS Summit 2020 «Демо-версия новой реальности». 

«Чтобы вы понимали, откуда всё это берётся, это основано на реальных проектах, которые делает практика  Interactive Accenture по всему миру — это больше 30 студий по всему миру, где мы разрабатываем цифровые сервисы, цифровые продукты для наших клиентов — больших корпораций, которые запускают свои цифровые линейки. И каждый год с нескольких тысяч человек мы собираем некую квинтэссенцию направлений, в которые идут эти корпорации, куда идёт клиентский опыт, что меняется и что будет меняться на протяжении ближайших лет. То есть это не то, что произойдёт через 10 лет, а то, что происходит и будет происходить в ближайшие несколько лет с нами и с нашим бизнесом», — пояснил Павел Родыгин. 

 

Новое отношение к деньгам 

По словам спикера, несколько лет назад мы начали отпускать от себя физические деньги. В некоторых странах люди уже и не помнят, когда в последний раз расплачивались наличными. Например, 90% населения Швеции уже не помнит, когда и где они платили кэшем. Сейчас же происходит уход и от пластиковых карт. Как отметил Павел Родыгин, «мы платим телефоном, мы платим по радужке глаз, мы платим по отпечатку пальца и так далее». И в дальнейшем эта история трансформируется в то, что мы уже не будет акцептировать некоторые платежи, так как уже сейчас существуют подписные модели, модели, где за нами следят камеры и видят, что мы взяли с какой полки, а при выходе из магазина просто автоматически списываются деньги с нашего счёта (например, такая модель действует в магазинах Amazon Go), автоплатежи, автопополнение счёта и так далее. И чтобы всё это правильно работало, чтобы нам начисляли скидки и бонусы, правильно указывали цены за товары и услуги, необходимо будет вместе с финансовой транзакцией передавать огромное количество персональных данных 

«И это вызывает много рисков с точки зрения ИБ. Кому мы доверим хранение такой информации, не только о наших платёжных инструментах, но и о нас самих? Как и кому мы доверим автоматически списывать наши средства с наших счетов и так далее?», — пояснил Павел Родыгин. 

 

Ходячие штрих-коды 

Нам известно, что мы оставляем за собой очень большой цифровой слет в цифровом пространстве. Однако сейчас то же самое происходит и в физической среде, так как развиваются технологии распознавания лиц, голоса, походки, пальца и так далее. 

«Всё, что мы делаем в цифровом мире и что оставляет цифровой след, скоро будет оставлять такой же цифровой след, но из физического мира: в какой магазин мы зашли, что взяли с полки, сколько за это заплатили», — сказал спикер. 

При этом эти технологии можно использоваться как во благо, например, чтобы сделать бесшовный процесс покупки товаров, как это происходит в Amazon Go. Но также можно использовать и во вред. Например, всеми обсуждаемый эксперимент в Китае, где уже не первый год идёт слежка за административными правонарушителями, создан социальный рейтинг и практикуется отключение злостных нарушителей от социальных благ. 

 

Цифровые двойники 

Цифровые двойники в производстве уже не новость. Мы давно живём в более или менее такой реальности последние 2-3 года. При этом цифровой двойник завода — это очень конфиденциальная информация. Например, у Гаспромнефть есть 300 параметров, по которым они защищают своё облако, в котором хранят свои цифровые двойники их месторождений. Вот эта же история в ближайшем будущем шагнём и в человеческую сторону, в потребительскую сторону.

«Так как нас уже оцифровали всех в цифре и есть куча параметров, которые о нас вычисляют и знают, скоро нас оцифруют и всё, что мы делаем в физическом канале. Наш цифровой след станет нашим цифровым двойником: будет знать, что мы делаем, когда мы делаем и так далее», — отметил Павел Родыгин. 

Однако остаются вопросы: кто будет обладать всей этой цифровой информацией? По словам спикера, цифровой след в итоге станет в какой-то централизовываться, потому что только так можно обеспечить перетекание из одного сервиса в другой. 

«И в принципе такие компании как Google Microsoft уже экспериментируют с передачей таких данных и миграцией профайла из одной системы в другу. Тут, наверно, даже не стоит заострять внимание, какие риски это с точки зрения ИБ несёт, потому что это де-факто вся жизнь человека окажется у кого-то в руках. А если это не, дай бог, куда-то уйдёт, утечёт, будет украдено и использовано негативно», — добавил Павел Родыгин.

 

Новые измерения роста 

И завершающий тренд, который на самом деле объемлет предыдущие, то, что не всё в нашей жизни, не всё в нашем бизнесе теперь мерится деньгами, доходами, ценами и так далее. Понятно, что население Земли в общей сложности богатеет, мы движемся по пирамиде Маслоу вверх и нам, помимо каких-то базовых потребностей, хочется всё больше и больше. И не так важна сейчас конкуренция по цене, и более того в цифре эта конкуренция нивелируется, потому что цифровые бизнес-модели более менее реплецируемые и при одинаковой цене и одинаковой капитализации компании потребители начинают смотреть на некоторые другие параметры. 

Возьмём, к примеру, агрегаторы такси. Несколько лет назад, когда они только появились, все туда побежали, потому что это, во-первых, дёшево, во-вторых, очень быстро. Сейчас это некий такой must, который есть у всех агрегаторов: у всех быстро, у всех примерно одни и те же цены. Но при этом сейчас очень сильный акцент идёт в этом рынке на физическую безопасность пассажира, и мы видим, что даже в рекламе есть дифференциации на фоне этого параметра. И на самом деле сейчас пассажиры начинают задумываться не где дешевле и быстрее, а где он больше уверен, что его довезут в целости и сохранности. 

«И с учётом того, что я сказал про информацию и что с ней будет происходить, конечно же ИБ тоже войдёт в пул вещей, которые будут отделять успешные компании от неуспешных. Потому что, естественно, никто не захочет нести свои данные, нести свои деньги в те, компании, которые не могут обеспечить сохранность данных о клиенте», — заключил Павел Родыгин.

24 сентября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных